.RU

Планирование урок «Общая характеристика элементов-халькогенов. Кислород.» урок «Серная кислота и ее свойства»


Методическая разработка


Элементы проблемного обучения на уроках химии в базовых классах


Содержание

1. Вступление

- Цели

- Задачи

2. Теоретические основы проблемного обучения

а) Проблемный подход на этапе усвоения новой темы.

- определение проблемного обучения.

- виды проблемных ситуаций.

- способы создания проблемных ситуаций.

- классификация проблемных ситуаций.

- способы решения учебных проблем.

б) Проблемный подход на этапе контроля знаний.

в) Вывод.

3. Приложение (методические разработки уроков)

- планирование

- урок «Общая характеристика элементов-халькогенов. Кислород.»

- урок «Серная кислота и ее свойства»

- урок «Серная кислота, ее свойства. Соли серной кислоты»

- общественный смотр знаний «Подгруппа кислорода»

- тестовый контроль знаний по теме «Халькогены»

- урок «Фенол»

4. Результаты

Пояснительная записка


Работая в школе много лет в разных классах, а в последние годы в традиционных, пропуская через себя годы, дни, уроки приходишь к мысли, что интерес к химии уменьшается. Причины разные:

1.трудность предмета,

2.большой объем материала,

3.уменьшение количества часов.

А интерес небольшого числа учеников может быть связан:

1.кажется предмет интересным,

2.кому-то легко дается,

3.кто-то ради оценки,

4.кому-то для будущей профессии.

А остальные? Как с ними работать? Как настроить на рабочий лад? По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющие детей учится: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет.Если дети равнодушны к предмету,учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому не случайно каждый учитель в процессе своей деятельности стремится решить вопросы: как учить с увлечением,как сделать радостным и творческим процесс познания?

Ответы на свои вопросы ищу, нахожу при подготовке и проведении уроков. В последние годы акцент в своей работе стала делать на проблемный подход. Считаю, что элементы проблемного подхода позволяют мотивировать к учению, активизировать познавательную и самостоятельную деятельность большинства учеников,показывают прикладную направленность знаний, развивают умение творчески мыслить.


Тема моей методической разработки: « Элементы проблемного обучения

на уроках химии в базовых классах.»

Цели:

1.Способствовать возникновению мотивации к учению.

2.Способствовать активизации познавательной самостоятельности.

3.Поддерживать умение высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемных задач.

Задачи:

1.Приобретение предметных знаний.

2.Формирование навыков работы с литературой.

3.Формирование навыков коллективной работы.

4.Развивать монологическую речь учащегося.


1. По способам организации учебного процесса обучение может быть традиционным (информационным, сообщающим) и включающим активные формы и методы познания. В современном образовании наряду с традиционным обучением сформировались и другие направления:

- проблемное обучение;

- программированное обучение;

- обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных

действий;

- алгоритмизированное обучение;

- проектное обучение;

- развивающее обучение.

^ Современное обучени�� – это многосторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Это позволяет использовать преимущества того или иного направления для каждой ситуации обучения сообразно с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями как обучающихся, так и педагога.

К.Д.Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог,- единственное прочное основание всякого плодотворного учения.»

Одним из путей плодотворного учения является проблемное обучение и в методике организации учебного процесса школьников на проблемное обучение обращается большое внимание.

^ Под проблемным обучение�� понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками и развитие творческих способностей.

^ Создание учебной проблемной ситуаци��- это форма предъявления ученику учебной задачи. Вся учебная деятельность может заключаться в планомерном и последовательном выстраивании учителем проблемных ситуаций и их разрешении учениками посредством учебных действий.

Проблемная ситуация вызывает у учащихся познавательную потребность в приобретении знаний, направляет их мысли на объект познания. Она предоставляет условия для целенаправленного и мотивированного усвоения учащимися нового материала.

Проблемная ситуация имеет и психологический аспект, включающий в

себя несколько компонентов:

- неизвестное, которое содержит в себе противоречие (типа «знаю – не знаю», «умею – не умею»), является движущей силой процесса познания;

- осознание этого противоречия и его решение;

- интеллектуально-познавательные способности ученика и имеющийся у него жизненный опыт.

Психологическая сторона проблемной ситуации позволяет выделить ряд условий ее возникновения на уроке:

- владение учеником минимумом исходных знаний, необходимых для начала поиска;

- наличие у ученика некоторого опыта активной познавательной деятельности;

- создание на уроке благоприятной и комфортной эмоциональной атмосферы.

^ В обучении хими�� выделяют два основных вида проблемных ситуаций:

1.Ситуации конфликта, в основе которых лежат противоречия:

между ранее усвоенным материалом и материалом, изучаемым на уроке;

между данными науки и жизненными представлениями школьников;

между предсказанным теоретическим ходом эксперимента и реально наблюдаемыми процессами.

2.^ Ситуации затруднения, которые создаются в случаях, когда учащиеся осознают недостаточность или отсутствие необходимых для достижения поставленной цели знаний и умений.

^ Основные способы создания проблемных ситуаций на уроках химии

1.Сообщение учителем новых фактов, которые не вписываются в рамки изученных школьниками теорий, усвоенных законов и понятий.

Примеры:

а) тема: «Закон сохранения массы». Колба, запаянная с металлом, взвешена до реакции. После прокаливания сосуд был открыт и взвешен. Почему его масса увеличивается?

б) тема: « Предельные одноатомные спирты». Исходя из молекулярной формулы спирта, выводятся две структурные формулы изомерных веществ. Какая структурная формула действительно отражает строение этилового спирта? Проводим реакцию взаимодействия этилового спирта (в безводной среде) с металлом натрием. Выявляем выделение газа (этим газом является водород). После обсуждения и высказывания своих предположений, ученики приходят к правильной формуле C2H5OH.

При установлении структурной формулы этилового спирта, мы сталкиваемся с двумя другими проблемными задачами:

- почему реакцию проводят в безводной среде;

- данная реакция о проявлении каких свойств спиртов свидетельствует?

2. Показ двойственности свойств соединений (амфотерность) или возможность проявления одним и тем же веществом окислительных и восстановительных свойств.

Примеры:

а) тема: «Основания». При исследовании свойств Zn(OH)2 учащиеся обнаруживают, что данное вещество способно проявлять свойство кислоты. Эта информация рождает проблемную ситуацию.

б) тема: «Аминокислоты». Проговариваем и записываем определение с общей формулой аминокислот R – СH(NH2) – CООН. Акцентируем внимание на знакомые группы атомов. Возникает проблемная ситуация о зависимости свойств от строения:

- какие реакции возможны для аминокислот? Написать уравнения реакций?

- о каком важном свойстве свидетельствуют эти реакции?

- с какими неорганическими соединениями можно провести аналогию?

3. Создание условий, когда ученики на основе известных им закономерностей будут моделировать процессы, которые невозможно осуществить экспериментально.

Примеры: тема «Соли». Тема «Металлы». На основе ряда напряжений металлов учащиеся делают ошибочный прогноз о характере взаимодействия Na с раствором CuSO4.

4.Напоминание учащимся о таких жизненных сведениях, которые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний.

Примеры:

а) тема: «Пероксид водорода». Ребята знают, что обработка раны 3%-м раствором H2O2 наблюдается вспенивание. Объяснить это явление не могут. Это незнание служит источником для возникновения проблемной ситуации.

б) тема: «Нитраты». Соли азотной кислоты являются нормальным продуктом обмена азотистых веществ любого живого организма, растительного и животного. Поэтому «безнитратных» продуктов в природе не бывает. Даже в организме человека в сутки образуется и используется в обменных процессах до 100 и более мг нитратов. Казалось бы, мы не должны обращать внимание на содержание нитратов в овощах, фруктах. Но всякого рода рекламы нас побуждают обращать внимание. Правильно ли мы поступаем? И почему надо обращать внимание?

5. Выявление противоположных свойств у веществ, принадлежащих к одной группе, разных способов получения.

Примеры:

а) тема: «Оксиды». Изучение свойств P2O5 и CaO, взаимодействия их с водой, исследование продуктов реакции формируют проблемную ситуацию, решающую вопрос о классификации оксидов.

б) тема: «Основания». Изучая способы получения оснований, ученики выявляют, что нерастворимые основания не получают как растворимые. Как они получаются? Это создает проблемную ситуацию, решающую вопрос о классификации оснований.

6. Предложение решить экспериментальную задачу. Известен набор реактивов и конечный результат, но не известны способы решения.

Примеры: При изучении классов неорганических и органических веществ.

а) Реактивы: Zn, H2O, HCl, NaOH, NaCl.

Получить: Zn(OH)2

б) Реактивы: этилен, вода, сульфат ртути, AgNO3, раствор NH3, CuO.

Получить: (CH3COO)2Cu

^ Классификация проблемных ситуаций (какие могут быть по особенностям создания):

1. Ситуации неожиданности создаются при ознакомлении учащихся с информацией, вызывающих удивление, необычность. Эмоциональная реакция учащихся является дополнительной мотивацией постановки учебной проблемы.

Примеры:

- тема: «Состав воздуха»

- тема: «Оксиды углерода»

В Италии существует пещера, которую назвали «собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшие низкорослые животные задыхаются и гибнут.

- тема: «Фенол»

Фенол проявляет кислотные свойства. Хотя к классу кислот не относится.

- тема: «Пятая группа главная подгруппа»

Свободного азота много в атмосфере (78% по объему), а электронного аналога фосфора нет. Он находится в составе соединений.

2.Ситуация опровержения создается, когда учащимся предлагается доказать на основе анализа, синтеза несостоятельность какого-либо предположения.

- тема: «Водород»

Изучение физических свойств в сравнении с кислородом наводит на мысль об одинаковых способах собирания этих газов. Как собрать прибор для получения и собирания водорода?

- тема: «Летучие водородные соединения. Зависимость свойств соединений от положения элементов в таблице.» При анализе свойств летучих водородных соединений элементов 7 группы главной подгруппы (галогеноводородов) возникает вопрос. Какая из кислот сильнее? Ответы разные: HF, HI. Вопрос: Как опровергнуть ложное представление о силе HF?

3. Ситуация неопределенности создается, когда предлагаются ученикам задания с недостаточными или избыточными данными для получения ответа.

- тема: «Закон постоянства состава вещества»

Действительно ли все вещества имеют постоянный состав? И вот возникает ситуация неопределенности, признаком которой является то, что школьники затрудняются ответить на поставленный вопрос.

- тема: «Кислоты»

Уксусная или хлоруксусная ; пропионовая или 2-метилпропионовая кислота сильнее? Аргументируйте свое предположение.

- тема: «Растворы»

К каким явлениям относится процесс растворения, учащиеся отвечают по разному.

Одни считают, что это физическое явление. Другие, что это химическое явление, так как при растворении некоторых веществ (H2SO4) выделяется тепло.

Некоторые способы решения учебных проблем на уроках химии.

1.Общелогические: индуктивный и дедуктивный.

2.Конкретно-методические: экспериментальные, теоретические способы.

3.Инновационные: исследовательский, дискуссионный.

Индуктивный (от частного к общему) способ уместен на первых этапах обучения, когда у учеников недостаточна предметная база для прогнозирования свойств веществ, получающихся продуктов реакции.

Пример:

- тема: «Растворы. Растворимость. Как влияет температура на растворимость твердых веществ в воде.»

Из повседневной жизни ученики знают о растворимости сахара в воде разной температуры. Ученики формулируют предположение: при повышении температуры растворимость твердых веществ в воде повышается. Учитель создает ситуацию неожиданности, сообщив ребятам факт, что растворимость NaCl от температуры практически не зависит и предлагает это проделать дома, взяв воду разной температуры. Здесь уместен вопрос: Как надо изменить температуру насыщенной сахаром сладкой воды, чтобы он был менее сладким, и наоборот?

Дедуктивный (от общего к частному) уместен тогда, когда предметная база знаний расширяется, когда ученики могут частично устанавливать причинно- следственные связи.

- тема: «Кремний и его соединения»

Оксид кремния резко отличается от оксида углерода по физическим свойствам, хотя это элементы одной группы и подгруппы.

- тема: «Карбоновые кислоты»

Сила кислот в гомологическом ряду сверху вниз уменьшается. Муравьиная кислота сильнее уксусной. Почему?

^ Экспериментальный способ.

Примеры:

- тема: «Многоатомные спирты»

На основе проведения демонстрационного эксперимента выясняем заимодействие глицерина с Cu(OH)2 в отличие от этанола, представителя одноатомных спиртов. Ученики приходят к умозаключению, что увеличение ОН-групп приводит к усилению кислотных свойств (проявляется закон перехода количества в качество).

- тема: «Подгруппа углерода»

При сравнении свойств двух оксидов: CO2 и SiO2 проводим демонстрационный эксперимент по испытанию растворимости и взаимодействию СО2 с водой. Результат проверяется по покраснению синей лакмусовой бумаги. Здесь тоже приходим к выводу о влиянии строения (кристаллической решетки) на свойства соединений элементов одной подгруппы.

^ Теоретический способ.

Примеры:

- тема: «Алкины. Ацетилен».

В некоторых классах целесообразно сообщить об ацетиленидах. По аналогии с хлоридами, сульфидами понимают, что это соли. Здесь происходит актуализация знаний. Как получаются соли? Вспоминаем, что они могут быть продуктом взаимодействия кислот с веществами, содержащими атомы металлов.

Возникает проблемная ситуация (ацетилен проявляет кислотные свойства) с проблемной задачей- почему для ацетилена характерны кислотные свойства и для всех ли алкинов они характерны? Здесь уместно объяснить, что концентрация электронов (три электронные пары) между двумя углеродными атомами вызывает поляризацию связи С-Н, а это делает связь менее прочной.

- тема: «Галогены»

Фтор проявляет только окислительные свойства. Почему? Здесь актуализируются знания о строении атома, о зависимости свойств от строения.

- тема: «Азот»

Изучая физические, химические свойства, нахождение в природе, учитывая, что воздух среда агрессивная- ставится проблема: Как объяснить химическую инертность азота при обычных условиях? На основе рассуждений, наводящих вопросов, ученики приходят к умозаключению, что на свойства влияет состав, строение, природа химической связи. Для выяснения природы химической связи в N2 можно организовать самостоятельную работу в группах с литературой. Выявляется наличие «тройной связи».

^ Дискуссионный способ заключается в обмене идеями, мнениями, рассуждениями ради поиска истины. Дискуссия позволяет максимально мобилизовать свои знания.

Примеры:

- тема «Металлы 1-2 групп главных подгрупп» (пример из литературы.)

Роберт Вуд, направляясь домой из лаборатории мимо негритянского квартала, громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок вещества Х с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось над поверхностью воды. Раздались вопли, молитвы. Один голос пробасил: «Этот человек плюнул огнем! Сам сатана умеет это делать!» Что это за вещество Х? Какого его положение в таблице?

Темы: «Алюминий» 9класс, «Основания» 8класс, «Жиры» 10класс.

При изучении этих тем в разных классах ставится разная проблемная задача, в зависимости от проблемной ситуации на уроке при изучении конкретного вопроса. Рассказ учителя химии послевоенных лет, позже В.С. Полосина своим ученикам: «Работая в московской школе учителем химии во время зимних каникул мне пришлось поехать в Рязань. Было тяжелое послевоенное время, разруха. Народ залечивал тяжелые послевоенные травмы в экономике страны. Нелегко было достать мыло и кое-кто стал варить его домашним способом, для чего требовался каустик (едкий натр). Случай в вагоне: внутри почувствовалось какое-то напряжение, слышались разговоры, крики. И вдруг я заметил, как по полу что-то потекло. Люди ходили по ней в валенках, залезали на полки, куда на сапогах заносили подозреваемую жидкость, пачкали ею одежду. Через некоторое время у одного мужчины развалились валенки, у другого пришли в негодность подошвы. Я сразу догадался в чем тут дело, когда обратил внимание на губительное действие раствора на шерсть. Рядом сидела женщина и очень волновалась, т.к. из ее большого алюминиевого бидона вытекала жидкость». Что за это жидкость?

Мыслительная деятельность ученика при любом способе носит поэтапный характер и очень важно при этом выделить:

- Осознание, что возникла проблемная ситуация.

- Сбор фактов. Рассуждение, опровержение, наблюдение, проведение

эксперимента.

- Обобщение полученных данных. Приход к умозаключению, причинно-

следственным связям.

- Применение знаний на практике.

На уроках химии можно с успехом применять все рассмотренные способы решения учебных проблем. Выбор в каждом конкретном случае способа определяется уровнем сформированности у учащихся предметных знаний, развитие умений, навыков проблемно-поисковой деятельности.

Однако применение проблемного обучения имеет свои пределы и ограничения. Неприменимо проблемное обучение на уроках, где изучается материал описательного характера. Сдерживает его применение и трудоемкость процесса. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом. К факторам, ограничивающим применение проблемного метода относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Это же относится и к методическим разработкам. Я считаю, что практическим работникам школ нужны материалы, теория, методические разработки по использованию проблемного обучения в процессе учебных занятий.

Элементы проблемного обучения широко применяются при изучении новой темы, но с успехом можно применять для осуществления контроля знаний. В последнее время одним из форм контроля знаний используются тесты, рационально сочетая с другими средствами, методами и формами контроля результатов обучения.

Проблемный подход к контролю знаний в тестовой форме сохраняет контролирующую функцию тестовых заданий, т.к. планируя процесс решения учебной проблемы на основе тестовых заданий, не только обеспечивается учениками понимание нового материала, но и прогнозируется уровень его усвоения на уроке.

^ Примеры тестовых заданий при применении проблемного подхода к контролю знаний с постановкой и решением учебных проблем (задач).

Тесты могут применяться как средство управления познавательной деятельностью.

1.Растворимое в воде основание может быть получено при взаимодействии:

а) металла или его оксида с водой

б) металла или его соли с водой

в) активного металла или его оксида с водой

г) оксида металла или соли металла с водой

2.Реакциям получения растворимого в воде основания соответствуют обе

схемы:

а) Fe + H2O → ; FeO + H2O →

б) Na + H2O → ; Na2O + H2O →

в) Li + H2O → ; LiCl + H2O →

г) Na2O +H2O → ; NaCl + H2O →

Выбранные ответы подтвердите записью уравнений реакции.

3.Способы получения нерастворимого в воде основания (Cu(OH)2)

отражают схемы:

а)Cu + H2O →

б) CuSO4 + H2O →

в) CuO + H2O →

Обсуждают, доказывают. Проводится эксперимент, показавший ни одна схема не является правильной. Возникает проблемная ситуация, т.к. ученики сталкиваются с недостаточными знаниями для ответа.

4.Нерастворимое в воде основание может быть получено при взаимодействии металла с раствором щелочи:

а)Cu + NaOH( раствор) →

б) CuO + NaOH(раствор) →

в) CuSO4(раствор) + NaOH(раствор) →

Аргументировать свой вариант выбора правильного ответа и опровергнуть остальные. Ответы подтвердите записью уравнений химических реакций.

^ Тема: «Кислоты, обобщение»

1.Раствор кислоты нельзя получить при взаимодействии воды с:

а)хлороводородом;

б)оксидом кремния;

в) оксидом углерода;

г) сероводорода.

2.Соляная кислота реагирует с каждым из веществ в группе:

а) нитрат бария, сульфат калия, карбонат натрия.

б) гидроксид алюминия, гидроксид натрия, оксид углерода(4).

в) нитрат серебра, гидроксид меди(2), оксид железа(3).

г) ртуть, нитрат калия, силикат калия.

3.Число разных солей, которые могут образоваться при взаимодействии

гидроксида натрия с фосфорной кислотой, равно:

а) одному; б) двум; в) трем; г) четырем.

4.Используя в качестве реактива только фенолфталеин, можно распознать:

а) растворы серной и азотной кислот;

б) раствор гидроксида натрия и известковую воду;

в) соляную кислоту и раствор хлорида натрия;

г) растворы азотной кислоты и гидроксида калия.

^ Тема: «Генетическая связь между классами неорганических веществ.

1. Превращение H2SO4 →H2 можно осуществить с помощью:

а) серебра; б) меди; в) кремния; г) цинка.

2. Для ряда превращений Na →NaOH →Na2CO3 →NaCl необходимо

последовательно использовать:

а) воду, карбонат кальция, хлор;

б) гидроксид калия, оксид углерода(4), соляную кислоту;

в) воду, оксид углерода, соляную кислоту;

г)воду, карбонат кальция, хлорид бария.

3. В одну стадию нельзя осуществить превращения:

а) натрий → оксид натрия;

б) сера → оксид серы(6);

в) фосфор → оксид фосфора(5);

г) магний → оксид магния.

4. Формулы веществ Х и Y в схеме превращений:

SiO2→K2SiO3→H2SiO3

а) X - NaOH ; Y - H2O

б) X - Na2O ; Y - H2SO4

в) X - Na ; Y - KOH

г) X - K2CO3 ; Y - CO2

^ Тема: «Химическое равновесие»

1.Условие, которое не влияет на смещение равновесия в системе

2SO2 (газ) + O2 (газ) ↔ 2SO3(газ) +Q

а) введение катализатора;

б) повышение давления;

в) повышение концентрации кислорода;

г) повышение температуры.

2.Для увеличения выхода аммиака в реакции уравнение которой

N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q необходимо одновременно:

а) понизить давление и повысить температуру;

б) повысить давление и понизить температуру;

в) повысить давление и повысить температуру;

г) понизить давление и понизить температуру.

3. Смещение химического равновесия в системе SO2+2H2S ↔3S+2H2O(г)

не произойдет в случае:

а) увеличения концентрации H2S;

б) увеличения концентрации SO2;

в) уменьшения концентрации водяного пара;

г) уменьшения количества серы.

4.Установите соответствие между уравнением обратимой химической

реакции и условиями смещения равновесия в сторону продуктов реакции:

1) 2N2O ↔ 2N2 + O2 + Q a) ↑t и ↓ P

2) 2SO3 ↔2SO2 +O2 +Q б) ↓ t и ↑ P

3) N2 + 3H2 ↔ 2NH3 +Q в) ↓ t и ↓P

3) CO2(газ) +С(кр)↔2СО(газ)-Q г) ↑t и ↑Р

^ Тема: «Металлы и их соединения»

1.Почерневшую при нагревании медную пластину можно вновь сделать

блестящей, если обработать ее поверхность:

а) соляной кислотой;

б) известковой водой;

в) раствором мыла;

г) нашатырным спиртом.

2.Чтобы удалить свежие пятна ржавчины, в состав которой входят

Fe(OH)2 и Fe(OH)3 лучше использовать:

а) поваренную соль;

б) лимонную кислоту;

в) пищевую соду;

г) подсолнечное масло.

3. Гидроксид кальция и соляную кислоту можно использовать для прове-

дения реакций по схеме превращений:

а) Na2CO3 → CaCO3 → CO2

б) PbCO3 → CaCO3 → CO2

в) AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3

г) СuO → CuSO4 →CuCl2

4. Если прокалить кусочек мела (CaCO3), дать ему остыть, а затем

поместить в пробирку с небольшим количеством воды, в которую

прибавлено несколько капель фенолфталеина, то:

а) не произойдет никаких изменений;

б) образуется прозрачный блестящий раствор;

в) окраска содержимого станет малиновым;

г) будут выделяться пузырьки газа.

^ Тема: «Окислительно-восстановительные реакции»

1.Процесс окисления азота показан схемой:

а) N0→ N-3 в) N+4 → N+2

б) N-3 →N+2 г) N0 → N-3

2.В химической реакции, уравнение которой 2KJ+SO3→K2SO3+J2

окислителем является:

а) J-1 в KJ в) K+1 в KJ

б) O-2 в SO3 г) S+6 в SO3

3.Схеме превращения С0 → С+2 соответствуют уравнения химической

реакции:

а) C + O2 = CO2

б) 4Al + 3C = Al4C3

в) SiO2 +2C = Si +2CO

г) Ca + 2C = CaC2

д) CaO +4C = CaC2 +2CO

4.Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени

окисления восстановителя в ней:

1) MnO2 + HCl → MnCl2 + Cl2 + H2O а) C0 → C4

2) NO2 + H2O +O2 → HNO3 б) О-2 → О20

3) C + HNO3 → CO2 + NO2 +H2O в) Cl-1 → Cl2

4) KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 +O2 г) N+4 → N+5

^ Тема: « Спирты»

1.Метанол-чрезвычайно ядовитое вещество. Попадание в организм

небольшого количества вызывает:

а) потерю слуха;

б) привыкание называемое алкоголизмом;

в) паралич зрительного нерва, слепоту;

г) расстройство желудка.

2.Этиленгликоль и глицерин являются:

а) изомерами;

б) гомологами;

в) двухатомным и трехатомным спиртом;

г) все выше ответы верны.

3.Если на чашку весов поставить открытую емкость с глицерином, ее

масса будет постепенно увеличиваться. Это происходит в результате того,

что глицерин:

а) окисляется кислородом воздуха;

б) реагирует с углекислым газом воздуха;

в) поглощает влагу воздуха;

г) легко полимеризуетя.

4.Между молекулами спирта существуют связи:

а) ковалентные полярные;

б) ковалентные неполярные;

в) ионные;

г) водородные.

^ Тема: «Альдегиды»

1.Отличить водный раствор муравьиного альдегида от раствора метило-

вого спирта можно с помощью:

а) соляной кислоты;

б) раствора гидроксида натрия;

в) индикатора;

г) гидроксида меди(2).

2.Напишите общую схему реакции альдегида с Cu(OH)2. Степень окисения атома меди в ходе реакции изменяется:

а) от +2 до 0 б) от +2 до +1 в) от +1 до 0 г) от +1 до +2 1 2

3.Дана цепочка превращений: CH3^ OH → H ─ COH →HCOOH

3 ↓

CO2

Какое из приведенных ниже утверждений неверно:

а) сумма коэффициентов в реакции горения метанола(3) равна 11;

б) осуществить превращение(1) можно с помощью CuO при температуре;

в) превращение(2) можно осуществить только с помощью реакции

«серебряного зеркала»;

г) реакции (1-3) являются реакциями окисления.

4. С помощью какого одного реагента можно различить водные растворы этанола, ацетальдегида и глицерина:

а) аммиачный раствор Ag2O ;

б) свежеосажденный осадок Cu(OH)2;

в) CuO при температуре;

г) соляная кислота.

При такой работе тестов берется мало, так как смысл такой работы не только в выборе правильного ответа, а в аргументации своего выбора и несостоятельности других вариантов. Выбор одного из предложенных ответов может осуществляться в ходе фронтальной или групповой работы, но в любом случае он базируется на актуализации знаний о химических свойствах и способах получения веществ. В результате ребята выбирают единственно возможный вариант ответа. Иногда ответ проверяется экспериментально. Таким образом, подобные тестовые задания, используемые в качестве средства организации и управления познавательной деятельностью учащиеся по решению учебных задач имеют некоторые преимущества:

- помогают ученикам рассуждать, порою абсурдно в рамках отведенного времени;

- снижают вероятность угадывания, приучая школьников к анализу каждого предположения;

- способствуют организации учебно-воспитательного процесса.

Вывод: Используя элементы проблемного обучения на разных этапах урока, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию познавательных интересов к предмету.

Литература:

- Воронцов А.Б. «Учебная деятельность» Москва 2003г.

- Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащегося» Москва 1998г.

- Махмутов М.И. «Проблемное обучение: основные вопросы теории» Москва 1975г.

- Воскобойникова Н.В. «К вопросу о педагогической технологии и системах обучения» Химия в школе №2 2002г.

Назначение проблемного урока

1.Приобретение ЗУН.

2.Активизация и развитие мыслительных действий (анализ, синтез,

аналогии, сравнения, обобщения.)

3.Развитие креативности.

4.Выход на проектную деятельность.

Этапы урока

1.Мотивация. Создание проблемной ситуации.

2.Формулирование проблемы.

3.Актуализация знаний.

4.Выдвижение предположений.

5.Исследование (теоретическое, практическое)

6.Обмен информацией и представление работ.

7.Подведение итогов урока.

8.Выводы (Рефлексия).

9.Домашнее задание.

Формы работы учащихся.

1.Беседа.

2.Лекция.

3.Экскурсия.

4.Лабораторный опыт.

5.Работа в группе.


Подгруппа кислорода (Халькогены)- 9ч.

1.Общая характеристика халькогенов. Кислород.

2.Сера. Аллотропия.

3.Соединения серы, их краткая характеристика, окислительно- восстано-

вительные свойства.

4-5.Серная кислота, свойства. Соли.

6.Скорость химической реакции.

7.Химическое равновесие.

8.Получение серной кислоты контактным способом.

9.Контроль знаний по теме.


Тема: «Общая характеристика халькогенов. Кислород»


Цели: - Познакомиться с элементами подгруппы кислорода;

- Дать общую характеристику халькогенам;

- Вывести закономерности изменения свойств по некоторым

физическим величинам;

- Повторить и обобщить знания по кислороду.

Задачи:

- Обучающие: продолжить формирование понятий «химический элемент»,

«простое вещество», зависимость свойств от строения.

- Развивающие: продолжить формирование логического мышления:

умение сравнивать химический элемент и простое вещество, выявлять

причину аллотропии.

- Воспитывающие: взаимоуважение, умение слушать других, умение

работать в парах, в группах.

Тип урока: комбинированный (изучение нового на основе закрепления

пройденного)

Технология: проблемно-поисковая.



^ Ход урока

1.Организационный момент.

(Приветствие. Проверка готовности к уроку, мотивация, ознакомление с целями и задачами темы, которая проговаривается)

2. Восприятие нового материала.

2.1(на доске таблица, заранее составленная, наполовину заполненная). До начала работы с таблицей, классу задаются вопросы:

-Какие элементы образуют эту подгруппу?

-Их еще называют «халькогены». Почему так называют, вы найдете ответ,работая с материалом параграфа.

физические параметры

O

S

Se

Te

Po

1.порядковый номер

2.отн. атомная масса

3.валентные электроны

4.электроотрицательность

5.атомный радиус (нм)

6.степень окисления

7.форм. водорд. соед-ий

8.форм. кислород.соедин:

-оксидов

-гидроксидов

9.плотность(г/см3)

10.темпер.плавл. (С0)

11.темпер.кипения(С0)

8

16

…2s2p4

3,5

0,074

?

?


?

?

1,27(ж)

-219

-183

16

32

…3s2p4

2,5

0,104

?

?


?

?

2,07

119

445

34

79

…4s2p4

2,4

0,117

?

?


?

?

4,79

217

685

52

127,6

…5s2p4

2,1

0,137

?

?


?

?

6,25

450

990

84

209

…6s2p4

2

0,152

?

?


?

?

9,32

282

962



Учитель:

Ребята, как вы видите, таблица не заполненная. Используя ПТХЭ нам нужно заполнить ее и на основе справочных данных выявить…

Что предстоит выявить подумайте, вспомнив тему «Галогены».

После непродолжительного обсуждения, записываем на доске:

1)Закономерности изменения свойств элементов и их соединений.

2)Зависят ли свойства от положения в таблице и от физических параметров.

(ученики выходят к доске и вписывают значения в строки 1 и 2.)

Учитель:

Для того чтобы заполнить строку 3 нам нужно кое-что вспомнить.

^ Фронтальная работа:

- какие электроны называются валентными?

- как определить число валентных электронов?

- как определить число энергетических уравнений?

(ученик выходит и заполняет строку 3)

Учитель:

Чтобы заполнить строку 6 организуем работу по вариантам, по составлению схемы строения атома, написания электронной и графической формулы двух элементов:

Вариант 1- кислорода;

Вариант 2 – серы.

Учитель:

Ребята, назовите и впишите возможные степени окисления кислорода и серы в таблицу.

Далее работаем с формулами следующих соединений, представленных на доске: Na2O2; OF2; FeS2; SCl2; MgS; SO2; SO3; H2O2, вы должны определить степень окисления кислорода и серы, в них:

Вариант 1- кислород;

Вариант 2- сера.

После обсуждения делаем обобщение с записью в тетради и на доске, также вписываем значения в таблицу:

степень окисления(высшая)= +6 (кроме кислорода)

степень окисления (низшая) = -2

степень окисления (промежуточная)→ у кислорода = -1,+1,+2.

→ у серы = -1,+1,+2,+4,+6.

^ Работа в группах.

Учитель:

Чтобы найти ответы на вопросы , поработаем в группах (класс делится на группы). Каждая группа получает свое задание. Ответ дать с обоснованием, используя учебник и полученные знания.

1-ая группа: элементы 6 группы главной подгруппы являются неметаллами или металлами?

2-ая группа: почему электронный аналог кислорода сера проявляет валентность (6) и степень окисления (+6), а кислород нет?

3-я группа: обосновать изменения окислительных свойств этих элементов в таблице.

4-ая группа: обосновать изменения восстановительных свойств этих элементов в таблице.

5-ая группа:актуализируя знания по галогенам, составьте формулы соединений этих элементов с водородом? Какова прочность этих соединений. Формулы впишите в таблицу.

6-ая группа: составьте формулы оксидов и гидроксидов этих элементов. Как меняется сила кислот? Попробуйте ответить. Формулы вписать в таблицу.

После отчета групп в зависимости от полноты и правильности ответа делаем выводы по приобретенным новым знаниям с записью в тетради по пунктам (привлекаются сами ученики):

1.Халькогены – неметаллы (кроме Ро)

2.Окислительные свойства (неметалличность) сверху вниз умньшается.

3.Восстановительные свойства (металличность) сверху вниз увеличи-

вается.

4.Прочность водородных соеденений H2R от O к Те падает.

5.С увеличением атомного номера сила кислот H2RO3, H2RO4 уменьшается H2SO4, H2SeO4 – сильные кислоты)

2.2.Кислород.

1)Кислород изучается по плану, общая схема которой записана в тетради при изучении темы «Галогены». Здесь же отмечаем, что кислород как

простое вещество, изучили в 8 классе.

План

-Кислород – химический элемент

а) положение в таблице

б) строение атома

в) валентность и возможные степени окисления

-Кислород – простое вещество

а) схема образования молекулы

б) тип химической связи и кристаллической решетки

в) физические свойства

г) химические свойства

д) получение

е) нахождение в природе

Учитель:

Кислород, как элемент рассмотрели в первой части нашего урока при заполнении таблицы.

2).С целью привлечения полученных знаний о кислороде для рассмотрения нового вопроса проводится экспресс – опрос:

- формула простого вещества кислорода?

- связь между атомами кислорода в молекуле кислорода?

- тип кристаллической решетки молекулы кислорода?

Учитель:

- может ли кислород иметь запах?

Ученики начинают высказывать разные мнения: и нет и да (вспоминают специфический запах воздуха после дождя).

В целях экономии времени ученикам сообщается как факт, что кислород во время грозы образует новое вещество- озон, формула которого О3.

Записываем схему в тетради:

→ О2 кислород

О ↕ аллотропные модификации элемента кислорода

→ О3 озон

(определение выписывают в тетрадь из учебника)

4).подведение итогов урока (рефлексия)

3.Домашнее задание

1) Ag + O2 →

2Ag + 2O3→ Ag2O2 + 2O2

Чья окислительная активность выше: О2 или О3?

2)подготовить небольшое сообщение «Озоновый щит планеты»

3)вспомнить, повторить химические свойства кислорода, составить уравнения реакций:

а) взаимодействия кислорода с простыми веществами

- с металлами

- с неметаллами

б) взаимодействия со сложными веществами

- CS2 + O2 →

- C2H6 + O2 →

- NO + O2 →

- FeO + O2 →

Рассмотреть уравнения с точки зрения ОВР.


^ Тема: Серная кислота, свойства. Соли серной кислоты – 2 урока


Цель: Подробно и углубленно изучить свойства серной кислоты, закрепить общие свойства кислоты и выявить специфические.

Задачи: Обучающие – продолжить формировать умение записывать уравнения химических реакций в свете ионного обмена и ОВР.

Развивающие – способствовать логическому мышлению, умение обобщать, сравнивать, выделять главное, рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи.

Воспитывающее – воспитывать умение работать в группах, уважать мнение товарища, адекватно реагировать на замечания товарища по группе.

Оборудование и реактивы: серная кислота разбавленная, концентрированная, цинк гранулы, медная проволока, индикатор (лакмус синий ) раствор NaOH, раствор BaCl2, порошок CuO, спиртовка, держалка.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок – исследование

Технология: проблемно – поисковая

План урока 1 и 2.

1.Организационный момент с мотивацией на работу.

2.Изучение свойств серной кислоты по инструктивным картам (групповая работа)

3.Изучение свойств концентрированной серной кислоты, ее окислительных свойств.

4.Подведение итогов.

5.Закрепление.

6.Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент (приветствие учителя и подготовка к восприятию нового материала).

Учитель:

Ребята, сегодня наш очередной урок в общей теме «Халькогены». Мы уже много узнали об этих элементах, поэтому займемся небольшим повторением.

Работа у доски.

  1. На доске написаны формулы соединений кислорода и серы. Нужно определить степень окисления элементов ( выходят к доске 5 учеников)

H2S SO2 SO3 H2O FeS2

Na2SO4 H2SO3 H2SO4 H2O2 S2Cl2

NaHS Na2S K2SO4 OF2 SCl2

SeS2 NaHSO3 KHSO4 O2 SF6

(после проверки выставляется оценка). С остальными проводится экспресс – опрос.

  1. Экспресс – опрос

а) Какие элементы относят к халькогенам?

б) Почему их так называют?

в) В чем сходство этих элементов?

г) В чем различие этих элементов?

д) У какого элемента 8 электронов в атоме?

е) У кого заряд ядра +16?

ж) А кто из этих элементов не соответствует по валентности месту положения? И почему?

Учитель:

Конечно, все эти соединения важны, но одно из этих соединений часто называют «хлебом химической промышленности». Что это за соединение? (ученики как правило называют верно).

Учитель:

За что серную кислоту так называют, узнаем из заранее подготовленного сообщения « Применение серной кислоты» (один ученик рассказывает о применении серной кислоты).

Учитель:

Заслуживает серная кислота отдельного внимания к себе?

2. Изучение нового материала. Запись темы в тетради.

- Какую цель можно поставить? (ребята высказываются). Цель расширяется и озвучивается. Вырисовывается проблема: характерны ли для серной кислоты кроме общих свойств, специфические? В чем их проявление? Как определить серную кислоту среди других кислот?

Работа в группах – 6 групп.

( Каждая группа получает набор реактивов, инструктивную карточку, где дается описание задания, которое группа должна выполнить). А пока, вопросы к классу:

1) молекулярная формула?

2) составные части?

3) название SO4 остатка?

4) валентность и заряд SO4 остатка?

Вот такая визитка серной кислоты.

Учитель:

Начинаем изучать свойства серной кислоты по инструктивным карточкам . Как только выполните задание карточки ,соблюдая очередность необходимо сделать отчет о проделанной работе и закрепить уравнениями реакций.

Инструктивные карточки

1-ая группа: В пробирке №1 находится серная кислота (возьмите пробирку в руки, чуть наклоните и осторожно взболтайте).

В пробирке №2 – вода. Содержимое пробирки №1 прилейте к воде в пробирке №2, но не наоборот. К основанию пробирки прикоснитесь рукой. Что наблюдается?

- какие физические свойства серной кислоты?

- почему нельзя смешивать серную кислоту и воду наоборот?

2-ая группа: В пробирку с раствором серной кислоты опустите синюю лакмусовую бумагу. Что наблюдаете? Почему? Напишите уравнение диссоциации серной кислоты.

3-я группа: В две пробирки отлейте раствор серной кислоты. В одну опустите цинковую гранулу, а в другую кусочки медной проволоки. Что наблюдается? Составьте уравнение возможной реакции и разберите с позиции ОВР.

4-ая группа: В пробирку налейте 2-3мл. раствора серной кислоты и осторожно нагрейте. После нагревания осторожно насыпьте в горячий раствор черный порошок CuO. Что заметите? Составьте уравнение реакции и рассмотрите с точки зрения ионного обмена.

5-ая группа: Получите Cu(OH)2 – осадок голубого цвета, используя имеющиеся реактивы. Прилейте к нему раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции ионного обмена.

6-ая группа: В пробирку с раствором серной кислоты добавьте 2-3мл раствора BaCl2. Запишите цвет выпавшего осадка. То же самое проделайте с сульфатом натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции ионного обмена. Как определить серную кислоту среди растворов других кислот и соли серной кислоты среди растворов других солей.

Оценивается работа групп и выставляется оценка.

Учитель:

На изучение свойств серной кислоты отведем 2 урока. На этом уроке изучили свойства разбавленной серной кислоты. Какие выводы можно сделать о свойствах серной кислоты на основе наших исследований?

3. Выводы:1) особое обращение с серной кислотой.

2) серная кислота – сильный электролит.

3) присущи все свойства кислот.

4) серная кислота разбавленная, проявляет окислительные свойства за счет Н+(иона водорода).

5) реактивом на серную кислоту и ее соли является хлорид бария.

4. Домашнее задание: Кузьменко Н.Е. §40 ,стр.188 упр. 11 а),16.

Рудзитис Г.Е. §13.


Тема: «Серная кислота, свойства. Соли серной кислоты» (второй урок)

(цели, задачи те же, что и на первом уроке)

Реактивы: Цинк гранулированный, HCl разб. и конц., H2SO4 разб. и конц., кусочки меди.

^ ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Проверка усвоения материала прошлого урока.(запись на доске)

1) → MgSO4

H2SO4 2) → CuSO4

3) + Pb(NO3)2 →?+?

Учитель:

Ребята для закрепления свойств разбавленной серной кислоты осуществим эту схему на доске, для этого 3 ученика выходят и пишут уравнения реакций.А все остальные выполняют следующее задание - даны вещества: Fe, Fe2O3, SO3, Fe(OH)3, BaCl2, Ag; С какими из них будет реагировать разбавленная серная кислота. Напишите уравнения осуществимых реакций.

Учитель:

2.Работа над восприятием нового материала. Продолжаем работать над темой – свойства серной кислоты.(формированию более углубленных знаний о серной кислоте, помогает последовательное применение приемов сравнения).

Прием сравнения.

Учитель:

Ребята, мы сейчас посмотрим опыты:

  1. Взаимодействие цинка с разбавленной соляной и серной кислотами.

Вывод по опыту делают ребята: Zn + HCl → ZnCl2 + H2

Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2

  1. Взаимодействие меди с разбавленной соляной и серной кислотами.

Вывод по опыту делают ребята: Cu + раз.HCl →

Cu + раз.H2SO4 →

  1. Взаимодействие меди с концентрированной HCl, H2SO4.

- без нагревания;

- при нагревании

Вывод по опыту делают ребята: концентрированная серная кислота в отличие от разбавленной и от соляной кислоты разной концентрации при температуре реагирует с медью H2SO4(конц.) + Cu t→ ?

Учитель:

А какие продукты образуются в ходе реакции? И только ли с медью идет реакция? ( как правило бывает много разных высказываний, вопрос вызывает затруднение у ребят).

Учитель:

Ребята, экспериментально изучая свойства кислот, мы выявили специфические свойства конц. серной кислоты. В чем проявление?(после некоторых предположений учеников)

Учитель:

В том, что концентрированная серная кислота вступает в реакцию с Me, стоящим в ряду активности в промежутке [ Li – Ag ] , продукты зависят от температуры, активности Me.

В тетради составляем схему:

0 +1 +6 -2 +n +1 -2 1) H2S-2 [Mg-H]

Me + (конц)H2SO4 → MeSO4 + H2 H2О + 2) S0 до Mg

[Li-Ag] 3) +4SO2 правее Н

(Схема из пособия для поступающих в ВУЗы. Сидоров Е.П. 1992г.)

Учитель:

Ребята, с позиции ОВР, чем является концентрированная серная кислота? За счет какого элемента? А разбавленная за счет какого элемента? Делаем вывод в виде схемы

[ Элемент – окислитель ]

в H2SO4

+1 0 разб.↓ ↓ конц+6 →1)H2S-2

H → H2 S → 2)S0

→3) S+4O2

Работа по трем вариантам:

Вариант-1. Ca + (конц.)H2SO4→

Вариант-2. Mg + (конц) H2SO4 →

Вариант-3. Ag + (конц) H2SO4 →

Проставить коэффициенты методом электронного баланса.

Учитель:

  1. Ребята, во всех этих реакциях, происходит замещение Н на Ме. Как двухосновная серная кислота образует два ряда солей.

В тетради составим схему

H─ O ─ ═ O

S

H─ O ─ ═ O


соли кислые Ме и HSO4. соли средние Ме и SO4.


Организуется работа по вариантам:

Вариант-1. Составляют формулы кислых солей Na, Ca. Назвать.

Вариант-2. Составляют формулы средних солей Na, Ca. Назвать.


Вывод: (формулируют ученики )Мы выявили, что серная кислота как представитель класса кислот имеет общие свойства и свое «я» - сильнейший окислитель за счет элемента S(серы).

3.Домашнее задание

Вопросы на размышление для трех пар учеников, как индивидуальное задание.

  1. почему медь в реакции с серной кислотой вначале почернела?

  2. если концентрированная серная кислота вступает в реакцию со всеми Me , то почему ее хранят и перевозят в стальных резервуарах?

  3. можно ли с помощью кусочка мела определить, в какой склянке разбавленная соляная кислота, а в какой – разбавленная серная кислота?


Для всех остальных:

Кузьменко Н.Е. §40 стр.188 №11б, №13.

Рудзитис Г.Е. §13 стр. 32 №2 задача.






Заключительный урок по теме:

«Халькогены и основные закономерности протекания химических реакций»


Цель: Проверить уровень усвоенности темы.

Задачи: Выявить умение работать с тестовым материалом.

Три варианта тестов: два варианта по сложности одинаковые, третий посложнее.

Первый вариант разбираем в результате коллективной работы,

второй и третий варианты предлагаются в качестве дифференцированного

контроля знаний.

Первый этап урока.

Вариант – 1.

  1. Оксид серы(4) является оксидом: а) основным, б) амфотерным, в) кислотным, г) несолеобразующим.

2) В одну стадию оксид серы(6) можно получить из: а) оксида серы(4), б) серы, в) сульфата натрия, г) серной кислоты.

3) Какой газ нельзя осушать с помощью концентрированной серной кислоты: а) оксид серы(4), б) азот, в) H2S, г) О2.

  1. Концентрированная и разбавленная серная кислота ведут себя по

разному в реакции с : а) цинком, б) MgO, в) NaOH, г) K2CO3.

  1. Самая высокая скорость реакции серной кислоты с гранулами:

а) медь, б) цинк, в) марганец, г) железо.

6) Условие, которое не влияет на смещение равновесия в системе:

H2(г) + J2(г) ↔ 2HJ(г) – Q

а) ↑P, б) ↑t, в) ↓C(H2), г) ↓t.

Второй этап урока– самостоятельная работа по тестам, дифференцированная.

Вариант-2.

  1. Сульфид железа(2) нельзя получить:

а) взаимодействием железа с серой;

б) окислением пирита;

в) взаимодействием раствора FeCl2 с раствором Na2S;

г) можно получить любым способом.

2) При растворении в воде SO2 образуется кислота: а) сероводородная,

б) сернистая, в) серная, г) тиосерная.

3) Оксид серы(6), как типичный кислотный оксид, реагирует с:

а) основными оксидами, щелочами, водой;

б) неметаллами, шелочами, водой;

в) основаниями, солями, основными оксидами;

г) амфотерными оксидами, кислотами, основаниями.

Напишите уравнения трех соответствующих реакций.

  1. Концентрированная и разбавленная серная кислота одинаково ведут

себя по отношению к: а) Cu; б) KCl ; в) CuO ; г) Al.

  1. С наибольшей скоростью протекает реакция:

а) C с О2;

б) железа с раствором уксусной кислоты;

в) железа с соляной кислотой;

г) раствора NaOH и H2SO4.

6) Смещение химического равновесия в системе

SO2 + 2H2S ↔ 3S(тв) + 2H2O(г)

не произойдет в случае: а) ↑C(H2S) ; б) ↑C(SO2); в) ↓C H2O (пара)

г) ↓количества S.

Третий вариант (для успевающих)

  1. Получение H2S из H2 и S – процесс обратимый. Предположите, как

влияет повышение температуры на состояние равновесия в реакции

H2 + S ↔ H2S

а) равновесие сместится вправо;

б) равновесие сместится влево;

в) равновесие не сместится;

г) верного ответа нет.

2) Оксид серы(6) обладает:

а) только восстановительными свойствами;

б) только окислительными свойствами;

в) и окислительными и восстановительными свойствами;

г) ни окислительными ни восстановительными свойствами.

3) Напишите уравнение диссоциации гидросульфата калия. Число частиц в обеих частях уравнения равно: а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.

4) Концентрированную серную кислоту можно перевозить в цистерне:

а) из алюминия; б( из цинка; в) из латуни; г) из бронзы.

5) Скорость химической реакции, в которую вступает твердое вещество,

увеличивается в результате:

а) изменения концентрации участвовавших в реакции веществ;

б) уменьшения температуры;

в) изменения давления;

г) увеличения площади поверхности соприкосновения реагирующих

веществ.

  1. Деревянная лучина при погружении в концентрированную серную

кислоту обугливается, так как:

а) при взаимодействии кислоты с древесиной происходит сильное

разогревание;

б) происходит окисление древесины до углерода;

в) концентрированная серная кислота – сильнейшее водоотнимающее

средство;

г) концентрированная серная кислота имеет плотность в 1,9 раза больше

плотности воды.


Общественный смотр знаний

Тема: «Халькогены»

Цели:

1.Обобщить, закрепить пройденные вопросы.

2.Проверить уровень усвоенности темы.

Реактивы: раствор Na2S, растворы H2SO4, Na2SO4, Na2CO3, Zn (гранулы),

твердые вещества Na2SO4, Na2SO3, конц.Н2SO4

Этапы урока.

1.Цифровой диктант

2. Информационная разминка

3. Эксперимент

4. Угадай вещество

5. «Найди ошибку»

6. «Логические цепочки»

7. Тестовая работа

(работа проводится в группах)

  1. Цифровой диктант

Цель: активизация познавательной деятельности, мотивация на работу.

Учитель:

Ребята, я буду читать утверждения. Если вы согласны ставите 1, если нет ставите 0.

В итоге у вас получится цифра (представители от групп ответ пишут на доске для обсуждения)

  1. NaHS – сульфид натрия.

  2. Степень окисления серы в нем +2.

  3. В H2SO4 сера проявляет высшую степень окисления.

  4. Соединения серы(4) в реакциях проявляют только окислительные свойства.

  5. Соли H2SO4 – сульфаты°.

  6. Реакция окисления SO2 в SO3 экзотермическая, обратимая.

  7. Соединения серы(2) в реакциях только восстановители.

2.Информационная разминка.

Цель: Повторить знания о сере – простом веществе, элементе и ее соединениях.

Обозначения: - простое вещество - □

- элемент - ∆

- соединение - o

(от каждой группы выходят представители к доске и пишут свой ответ)

1.Сера нам необходима –

Нам без серы не прожить

Всем известно, что без серы

Нам огня не запалить


2.Сера есть в белках, сульфатах

И в сульфиде есть она

И для сероуглерода

Обязательно нужна.


3.Портит сера атмосферу

А верней – ее оксид

Пожелтели листья в сквере

Дождь кислотный моросит.

3.Эксперимент.(у каждой группы свое задание. Объясняют свои результаты, пишут уравнение реакции).

Первая группа: Доказать наличие сульфид – иона в Na2S.

Вторая группа: Распознать среди двух солей, соль серной кислоты.

Третья группа: Доказать содержание ионов водорода в серной кислоте.

Четвертая группа: Доказать, что выданный образец сульфита натрия содержит примесь Na2SO4.

Пятая группа: Среди выданных трех кислот распознать серную.

^ 4. «Угадай вещество»(каждой группе по цитате)


а) Она прозрачна как вода

Не пахнет и густа как масло

Но воду лить в нее опасно:

Из колбы пар, вода шумит

Как будто в ней змея лежит

И вольно иль невольно

Ужалить может больно.


б) Я растворю любой металл

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой

Слыву я главной кислотой

Когда сама я растворяюсь

В воде, то сильно нагреваюсь.


в) Я всюду есть – но понемножку

Черню серебряную ложку

Когда испорчено яйцо

Я тоже сразу налицо,

Я отбиваю аппетит

И очень сильно ядовит.


г) Когда пирит в печи горит

То в горле от меня першит

А мой гидрат планете всей

Грозит кислотностью дождей


д) Достоин этот газ удивленья –

Его применяют сейчас

Для резки металлов, в сталеваренье

И в доменных мощных печах.

Берет его летчик в высотные дали,

Подводник с собою берет

Вы верно уже угадали,

Что это - …….

^ 5. «Найди ошибку»

Цель:Проверка умения подбора коэффициентов ОВР.

Учитель:

Ребята, на доске написаны уравнения реакции, в которых преднамеренно допущены ошибки. Работая в группах со своим уравнением находите и исправляете ошибку.

Первая группа: Cu + H2SO4 = CuSO4 + SO2 + 2H2O

Вторая группа: Mg + H2SO4 = 3MgSO4 + S + 3H2O

Третья группа: C + 2H2SO4 = CO2 + SO2 + 2H2O

Четвертая группа: 2H2S + H2SO4 (к) = 3S + SO2 + 2H2O

Пятая группа: S + 3H2SO4 (к) = 4SO2 + 3H2O

^ 6. «Логические цепочки»

Цель: Повторить взаимосвязь между основными классами неорганических соединений.

Учитель:

Ребята, на доске запись пяти цепочек. Работаем в группах.

Первая группа: SO2 → SO3 → H2SO4 →KHSO4

Вторая группа: SO3 → CaSO4 → Ca(OH)2→ Ca(NO3)2

Третья группа: S → H2S → Na2S → CuS

Четвертая группа: H2S → SO2 → K2SO3 → SO2

Пятая группа: H2SO4 → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO

По окончанию работы показываем на доске.

^ 7.Тестовая работа (выполняют все группы)

1) Электронная формула атома химического элемента 1S22S22P63S23P4. Укажите химический знак элемента и формулу высшего оксида:

а) S, SO2; б) S, SO3; в) Se, SeO2; г) Se , SeO3

2) В уравнении реакции горения серы в кислороде коэффициент перед формулой восстановителя равен:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

3) С каким веществом не реагирует разбавленная серная кислота?

а) Al ; б) Ag ; в)Fe ; г) Mg.

4) С помощью какого иона можно обнаружить SO2-4?

а) Н+ ; б) ОН- ; в) Ag+ ; г) Ва2+

Каждый этап урока направлен на решение конкретной учебной задачи, в целом – целей урока. Через такое взаимодействие в сотворчестве учителя и учащихся хочется думать об улучшении качества образовательной подготовки, повышении мотивации к учению, развитии способности анализировать, решать учебные задачи.


Тема: Фенолы


Цель: Познакомить учащихся с новым классом органических кислородо- содержащих веществ. Рассмотреть строение, физические и химические свойства.

Задачи: Продолжить формирование понятия «функциональная группа», зависимость свойств от строения. Закрепить положение теории А.М.Бутлерова о взаимном влиянии групп атомов в молекуле.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового на основе закрепления пройденного)

Технология: проблемно-поисковая.

Реактивы: фенол кристалл, раствор щелочи, металлический натрий, этиловый спирт 95%. ( тема не написана, цель не названа)

  1. Проверяется домашнее задание и еще раз проговаривается определение и классификация спиртов.

2.Восприятие новой темы (создание проблемной ситуации).

Ребята, на доске видите запись формулы вещества (1).


ОН К какому классу соединений вы бы отнесли?

(Как правило отвечают, что отнести можно

к спиртам ароматическим)


Тогда пишу вторую формулу на доске.

СН2ОН




А это к какому классу отнесли бы?

(тоже ароматические спирты)


Создается проблемная ситуация : на основании знакомых групп атомов определить принадлежность веществ к классу. К какому же классу на самом деле они относятся?

Отмечаем сходства и различия в строении этих двух веществ между собой и с классами веществ при изучении которых эти группы встречались.

Учитель:

На примере изучения классов веществ перечислите, что может влиять на свойства?

- состав;

- строение;

- взаимное влияние групп атомов;

В каком из этих двух веществ влияние групп атомов проявляется сильнее?

На основе рассуждений заключаем, что вещество под формулой (2) – это ароматический спирт, а строение вещества под формулой (1) настолько отличается по свойствам от ароматических спиртов, что позволило выделить его в отдельный класс, называемый фенолами. И это простейший представитель класса – фенол.

(Пишем название темы и проговаривается цель).

Учитель:

Какое определение можно дать фенолам? (Дается определение и записывается в тетрадь).

-Предъявление к классу учебной задачи:

Что лежит в основе выделения фенолов в отдельный класс? Что мы должны знать, чтобы это определить?

-Решение учебной задачи:

Демонстрационный эксперимент (если есть фенол)

1.Сравнение растворимости бензола и фенола в воде.

а) С6Н6 в воде не растворим

б) С6Н5ОН при большой температуре растворяется

В чем причина такого отличия? (На уроке разобрать возникновение водородных связей не представляется возможным, поэтому это будет поисковым заданием конкретному ученику).

2.Химические свойства фенола.

а) Сходен ли фенол с предельными одноатомными спиртами? Как это сходство повлияет на химические свойства фенола? (Опыт с фенолом проводится в вытяжном шкафу).

Реакции по ОН – группе:

- 2C2H5OH + 2Na → 2C2H5ONa + H2↑

- 2C6H5OH + 2Na → 2C6H5ONa + H2↑

- C2H5OH + NaOH →

- C6H5OH + NaOH → C6H5ONa + H2↑

На основе этих реакций выявляем сходства и различия С2Н5ОН и С6Н5ОН Вывод: кислотные свойства водного раствора С6Н5ОН больше, чем у С2Н5ОН (водород в ОН группе замещается легче). Это подчеркивается и другим названием фенола – карболовая кислота.

Оформляем схему:


О ← Н ( Н более подвижен)



С6Н5


С2Н5 → О ← Н ( Н подвижен)


Н в ОН группе

(подвижность)

↓ ↓

С2Н5-; СН3- С6Н5-

уменьшают увеличивают

б) Сходен ли фенол с аренами? Как это сходство повлияет на свойства фенола?

Реакции по С6Н5 – кольцу:

FeBr3

- С6Н6 + Br2 t→ C6H5Br + HBr

(чист)

- С6Н5ОН + Br2 → C6H2(Br3)OH↓ + 3HBr

(раст) (белый осадок)

В чем причина?

После выдвижения предположений строим схему:


ОН

6 2 (Н в положениях 2, 4, 6 бензольного кольца

из-за наличия ОН группы более подвижен,

чем в самом бензоле)

4


Ответ (вывод): Причиной определения фенолов в отдельный класс являются…….

строение фенолов и взаимное влияние групп атомов непосредственно связанных друг с другом.

С6Н5 ↔ ОН

усиливает облегчает и

подвижность ↓ ↓ направляет

Н в ОН-гр. замещ.Н в С6Н5


3.Закрепление материала темы.

1) Что определяет разную растворимость в воде С6Н6 и С6Н5ОН?

2) Как доказать, что С6Н5ОН является «кислотой?»

3) Упражнение. Являются ли гомологами следующие пары веществ:

а) С6Н5ОН и С6Н4(ОН)2 гидрохинон

б) С6Н5ОН и С6Н4(СН3)ОН крезол

Дайте обоснованный ответ в свете теории строения органических веществ.

4. Домашнее задание: Работая с параграфом обратить внимание на получение фенола и применение.

Осуществить цепочку превращений и назвать вещества.

СН4 → С2Н2 → ? → С6Н5Br → C6H5OH → C6H2(NO2)3OH

pishu-svoyu-istoriyu-pod-drugim-nikom-ibo-pishu-eyo-s-tochki-zreniya-liriki-i-romantiki-pishu-yazikom-emmocij-yazikom-faktov-ona-uzhe-bila-izlozhena-ranee-unas-vsyo-stranica-4.html
pisma-do-evropa-stranica-27.html
pisma-do-evropa-stranica-7.html
pisma-ge-shilovu-dialektika-esteticheskogo-kak-teoriya-chuvstvennogo-poznaniya.html
pisma-i-v-stalina-v-m-molotovu-1925-1936-gg-sbornik-dokumentov-stranica-6.html
pisma-md-chelishovu-prislannie-zhitelyami-rossii-dlya-chego-lyudi-odurmanivayutsya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhajnizm-i-drugie-religii-paul-marett-jainism-explained-1985.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-planirovaniyu-uchebno.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-4-biznespen-sabatastirilan-blm-beru-badarlamalarinda-ekonomikali-pnderd-oitudi-interaktivt-dstern-oldanu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-34-mashinist-na-molotah-pressah-i-manipulyatorah-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • education.bystrickaya.ru/194-i-poslevoennaya-amerika-konservativnaya-konsolidaciya-19551960-195.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-i-vidi-politicheskih-rezhimov.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-po-fizike-dlya-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-ksendzova-olga-alekseevna.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-dejstvij-na-rinke-truda-na-2006-2010-gg-ipredposilki-razrabotki-novoj-politiki-v-oblasti-regulirovaniya-rinka-truda.html
  • literature.bystrickaya.ru/bileti-po-kursu-fiziki-dlya-gumanitariev-spbguap-chast-10.html
  • literatura.bystrickaya.ru/ruzvelt-nachinal-medlenno-zakon-liderstva-popurri.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/premudrosti-chuvstvennoj-lyubvi-chast-3.html
  • college.bystrickaya.ru/171-chelovek-i-priroda-vipusknik-nauchitsya-programma-sostavlena-na-osnove-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • tests.bystrickaya.ru/laki-i-pokritiya-putevoditel-po-himicheskim-produktam-dlya-servisnogo-obsluzhivaniya-ekspluatacii-i-proizvodstva.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-omskoe-motorostroitelnoe-konstruktorskoe-byuro.html
  • student.bystrickaya.ru/2-ekonomicheskij-rost-i-upravlenie-im.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primechanie2osnovnie-principi-uchetnoj-politiki-otchetnost-ooo-kb-ikf.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-doklad-prezidenta-ran-stranica-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovoj-rabote-razrabotka-matematicheskih-modelej-elektronnih-shem-v-razlichnih-rezhimah-ih-raboti-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-testi-po-temam-uchebnoj-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080301-65-kommerciya-torgovoe.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-ot-a-do-e-aromati-dlya-dushi-i-tela-aromalogiya-quantum-satis.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kommercheskie-banki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-formah-russkogo-zaloga.html
  • credit.bystrickaya.ru/planirovanie-stroitelstva-tes-4-obemno-planirovochnoe-resheniya-glavnogo-korpusa-5-konstruktivnoe-reshenie-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-umerennost-i-temperament-rukovodstvo-po-ispravleniyu-svoej-zhizni-lesli-kemeron-bendler-devid-gordon-majkl-lebo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-1-should-and-ought-to-in-comparison-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-gumanitarnih-specialnostej-vuzov-vtreh-chastyah.html
  • control.bystrickaya.ru/distancionnie-konkursi-mir-konkursov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/municipalnoe-uchrezhdenie-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-municipalnogo-obrazovaniya-gorodskoj-okrug-klimovsk-mu-cbs.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-b-b-12-osnovi-pediatrii-i-gigieni.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razrabotka-meropriyatij-po-obespecheniyu-konkurentosposobnosti-firmi-na-primere-ooo-okeanik-tur.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-luchshij-municipalnij-arhiv-permskogo-kraya.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahovanie-finansovih-riskov-chast-7.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mineralnoe-carstvo-5-funkciya-hristianstva-29-ii-otveti-na-nekotorie-voprosi-30.html
  • testyi.bystrickaya.ru/baden-skazka-venskogo-lesa-14-nochej-ak-nikbsi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-chislennie-metodi-v-inzhenernih-raschetah-rabochaya-uchebnaya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/resursi-internet-v-pomosh-prepodavatelyam-i-studentam-miep-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.