.RU

Планы семинарских занятий и методические указания к самостоятельной работе для студентов по специальностям «Политология, «Связи с общественностью», «Религиоведение»




Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Челябинский государственный университет”


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Н.А. Мамаев

__________________2008 г.


«Геополитика и глобалистика»

Планы семинарских занятий

и методические указания к самостоятельной работе

для студентов по специальностям

«Политология, «Связи с общественностью», «Религиоведение».


Челябинск 2008

Утверждена на заседании кафедры этнополитологии и социально-политических процессов субъектов РФ

Протокол №… от … …… …………200 г.


Зав. кафедрой ____________ А.А. Пасс


Согласована с учебно-методической комиссией и принята на

Совете исторического факультета. Протокол №… от … …… …………


Декан исторического факультета ______________ В.В. Грудзинский


Составитель: д.и.н. Пасс А.А.


Рецензент: д. полит. н. Иванов В.Н.


Планы семинарских занятий и методические указания к самостоятельной работе предназначены для студентов неисторических специальностей дневной и заочной форм обучения.


От составителя


Правильной организации самостоятельной работы по курсу «Геополитика и глобалистика» способствует подготовка к семинарским занятиям, которые являются особой формой групповых занятий по наиболее важным и сложным темам изучаемого курса при активном участии студентов. На семинаре происходит коллективное обсуждение вопросов, которые заранее определены в планах семинарских занятий. Эти планы содержатся в настоящем учебном пособии. На семинарских занятиях студенты глубже усваивают теоретические вопросы, учатся логически мыслить, анализировать материал, обобщать факты, делать выводы. Подготовка к семинару позволяет выработать следующие умения и навыки:

- оперирование специальными понятиями и категориями;

- написание самостоятельного доклада;

- обзор литературы по конкретной теме;

- составление авторских таблиц, схем и т.д.;

- практика устных публичных выступлений, правильного построения речи;

- аргументация в ходе научных дискуссий в пользу собственной точки зрения и опровержение мнения оппонентов.

Качество семинара определяется уровнем подготовленности студентов к каждому занятию. Только активное добровольное участие студентов в обсуждении поставленных вопросов делает семинар полезным, интересным, запоминающимся. Конечно, семинары являются и одним из средств контроля самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя.

Подготовка к семинару требует систематичности и сосредоточенности. Начинается она ознакомлением с планом занятия и изучением материала соответствующей лекции, раздела учебника, учебного пособия. Это облегчает определение заявленной проблематики. Далее следует наиболее трудоемкий этап – изучение научной литературы (основной и дополнительной) по теме, а также документальных источников. На основе прочитанных текстов составляется сводный конспект по каждому вопросу. После чего определяется содержание и составляется план устного выступления.

Выступление на семинаре должно быть свободным, аргументированным, логически выстроенным, иметь четкую структуру (формулировка цели, задач, доказательство выдвинутых тезисов, вывод). Изложение должно быть ясным, отличаться высокой культурой речи, выразительной интонацией. Не следует допускать многословия, а также повторять ранее сказанное. Желательно озвучить мнение о предшествовавших выступлениях. Только творческие семинары по-настоящему развивают познавательную активность, формируют самостоятельное мышление, способствуют превращению знаний в убеждения. Участие в семинарах расширяет научный кругозор, способствует более глубокому усвоению гуманитарных знаний, развивает общую культуру. Коллективные обсуждения воспитывают привычку к коллегиальным решениям и действиям. Хорошая подготовка к каждому семинару является непременным условием для успешной сдачи экзамена.



^ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

часы

1. Сущность геополитики.

2

2. Геополитика как комплексная дисциплина.

2

3. Немецкая школа геополитики.

2

4. Англо-американская школа геополитики.

2

5. Русская школа геополитики.

2

6. Современные геополитические концепции Запада.

2

7. Развитие геополитической мысли в постсоветской России.

2

8. Внутренняя геополитика России.

2

9. Геополитические приоритеты России в ближнем Зарубежье.

2

10. Геополитический статус России в Европе.


2

11. Восточное направление российской геополитики.


2

12. Глобальные проблемы современности.


2

13. Глобализация социально-экономических и политических процессов.


2

14. Вестернизация и америаноцентризм: благо или вызов?


2

15. Роль ядерных и обычных вооружений в полицентричном мире.


2

16. Геополитический смысл информационных войн.


2

17. Государство «Евразия»: утопия или реальная перспектива?

2

Всего

34



^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ


Занятие 1. Сущность геополитики

  1. Предпосылки формирования геополитического подхода в обществоведении, его специфика.

  2. Предмет, методы, законы и функции геополитики.

  3. Особенности понятийного аппарата. Геполитические коды, эпохи и разломы.

Основная литература:


Дополнительная литература:



Методические указания

для самостоятельной работы студентов


Рекомендуемое время подготовки к семинарскому занятию по данной теме составляет 3,5 часа самостоятельной работы студента с предложенными к изучению монографиями, научными статьями и учебными пособиями.

Приступая к подготовке темы, выпишите в тетрадь и усвойте следующие понятия: геополитика, геополитический тип сознания, факторы, определяющие геополитический статус страны, теллурократия, талассократия, Rimlend, номос, геополитический код, геополитический разлом, геополитические эпохи, политико-географический образ.

При рассмотрении поставленных вопросов обратите внимание на складывание основных предпосылок формирования геополитического подхода в обществознании, влияние на этот процесс природно-климатического и ландшафтного факторов. Необходимо уяснить, какие объективные и субъективные причины способствовали появлению геополитики, почему интерес к ней в нашей стране возник вновь лишь в 1990-е гг.

Изучая литературу, выявите главные направления геополитических исследований. Обратите внимание на многообразие формулировок предмета геополитики и попытайтесь дать этому объяснение.

Важно понять, что геополитика представляет собой науку о власти и для власти, которая предлагает теоретическое видение и практические рекомендации, призванные обеспечить эффективный контроль жизненного пространства, необходимого для динамичного развития нации. Для этого, работая с основной литературой, ответьте на следующие вопросы:

  1. В чем проявляется фундаментальный дуализм географического устройства планеты и исторической типологии цивилизаций?

  2. Каковы закономерности пространственного роста государств?

  3. Какие политические и социальные функции выполняет геополитика?

  4. Чем обусловлена последовательная смена геополитических эпох?

  5. Как формируются и влияют на судьбы конкретной цивилизации ее геополитические коды, разломы и образы?

В итоге необходимо сделать вывод о том, что та или иная геополитическая теория есть неотъемлемая часть менталитета современных политических элит; более того, она составляет ядро стратегического планирования пространственного роста государств и их союзов.


Занятие 2. Геополитика как синтетическая

дисциплина

  1. Принцип географического детерминизма в традиционной геополитике.

  2. Социо-биологические аспекты геополитики.

  3. Диалектика рационального и сакрального в геополитическом мышлении.


Основная литература:



Дополнительная литература:

Методические указания

perechen-specialnostej-iskusstva-i-kulturi-goroda-almati.html
perechen-sredstv-individualnoj-zashiti-normi-i-sroki-ih-ispitanij-instrukciya-po-tehnicheskoj-ekspluatacii-ustrojstv.html
perechen-sredstv-orgtehniki-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-gou-spo-arhangelskij-pedagogicheskij-kolledzh.html
perechen-statej-opublikovannih-v-nauchno-metodicheskom-zhurnale-gstoriya-prablemi-vikladannya.html
perechen-sudebnih-del-oao-motorostroitel-po-sostoyaniyu-na-01012007-g-utverzhden-godovim-obshim-sobraniem-akcionerov.html
perechen-tehnicheskih-sredstv-ksa-cik-gas-vibori-stranica-8.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/learning-languages.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shpora-po-fzoterap.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/provedennaya-rabota-otchet-shkoli-o-vipolnenii-gosudarstvennogo-i-obshestvennogo-zakaza-na-obrazovanie-poluchenie.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-kontrolnaya-rabota-trebovaniya-k-oformleniyu-kontrolnaya-rabota-dolzhna-bit-v-pechatnom-vide.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-kurs-lekcij-sankt-peterburg-2007-udk-342-9-bbk-67.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-127238-rossiya-g-moskva-dmitrovskoe-shosse-71-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete.html
  • esse.bystrickaya.ru/raznourovnevaya-kontrolnaya-rabota-po-razdelu-slovosochetanie-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-russkij-yazik.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhmis-step-tran-ksporindardi-tehnologiyali-damitua-innovaciyali-granttar-beru-aidalari-zhalpi-erezheler.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-i-obshie-osnovi-pedagogiki-obshie-osnovi-pedagogiki.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-a-balabekova.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-po-kompleksnomu-remontu-v-mdou-38-zorenka-naimenovanie-obekta-stranica-12.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-konceptualnie-osnovi-programmi-razvitiya-gimnazii-1-g-samari-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlencheskij-uchet-na-predpriyatii.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-algebraicheskie-drobi-29-chas-obrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-5-9-klassi-g-barnaul-2011-god.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-6-fevralya.html
  • writing.bystrickaya.ru/fiziko-himicheskie-svojstva-shestiftoristoj-seri.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sedmaya-ramochnaya-programma-nauchno-tehnologicheskogo-sotrudnichestva-es-7rp-programma-sotrudnichestvo-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/3-nashi-tri-vnutrennih-ya-dzhill-edvardz-doroga-k-volshebstvu.html
  • klass.bystrickaya.ru/512rinki-elektricheskoj-energii-i-moshnosti-doklad-o-sostoyanii-konkurencii-v-rossijskoj-federacii.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zvt-pro-prohodzhennya-virobnicho-pereddiplomno-praktiki-v-vat-kolomijska-drukarnya-m-shuhevicha.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-rossijskie-obrazovatelnie-elektronnie-resursi-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-100-velikih-psihologov-vpolne-mogla-bi-nazivatsya-inache-naprimer-200-velikih-psihologov-stranica-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-24-edinij-socialnij-nalog-nalogovij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/programmnoe-obespechenie.html
  • crib.bystrickaya.ru/hvatov-vyacheslav-vyacheslavovich-stranica-16.html
  • lesson.bystrickaya.ru/novo-vavilonskoe-carstvo-chast-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-stranica-5.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-3-klassa-sergiev-posad.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-uchites-dumat-a-to-pered-kompyuterom-stidno-predislovie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-22-dekabrya-2010-g-n-670-ob-utverzhdenii-metodicheskih-ukazanij-po-razrabotke-i-realizacii-gosudarstvennih-programm-rossijskoj-federacii-stranica-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-cikl-razvitie-sovremennoj-psihologii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-novosibirskij-voennij-institut-sputni-k-razvedchik-a-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravoslavie-i-samoidentifikaciya-rossii-v-xxi-veke.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-vii-trebovaniya-pozharnoj-bezopasnosti-k-produkcii-obshego-naznacheniya-ob-obshih-trebovaniyah-pozharnoj-bezopasnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-raboti-socialnogo-pedagoga-publichnij-otchet-ob-obrazovatelnoj-i-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-za.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.