.RU

Осязание - Психофизическая проблема 10


Осязание
Ощущения прикосновения и давления в такой абстрактной изолированности, в какой они выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении порогов кожной чувствительности, играют лишь подчиненную роль в познании объективной действительности. Практически, реально для познания действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание, ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. Мы поэтому выделяем осязание из кожных ощущений; это специфически человеческое чувство работающей и познающей руки; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание – это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

У человека есть специфический орган осязания – рука и притом главным образом движущаяся рука. Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира. Твердость, упругость, непроницаемость – основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твердого и мягкого распознается по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.

В советской литературе роли руки как органа познания и проблеме осязания была посвящена специальная работа Л.А.Шифмана: К проблеме осязательного восприятия формы // Труды Гос. ин-та по изучению мозга им. В.М.Бехтерева. 1940. Т. XIII; его же. К вопросу о тактильном восприятии формы // Там же. Шифман экспериментально показывает, что рука как орган познания ближе к глазу, чем к коже, и вскрывает, как данные активного осязания опосредуются зрительными образами и включаются в построение образа вещи.

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом опять-таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т.д. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.

Вопреки субъективно-идеалистическим тенденциям ряда психологов (Р.Гиппиус, И.Фолькельт и др.), которые, всячески подчеркивая в осязании момент субъективного эмоционального переживания, стремились свести на нет предметно-познавательное значение, исследования, выполненные на кафедре психологии Ленинградского педагогического института, показывают, что даже у младших школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные протоколы Ф.С.Розенфельд и С.Н.Шабалина отчетливо выявляют познавательные установки ребенка в процессе осязания: он не отдается переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.

Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.

Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным – отражение динамики, движения, действенности. Оба положения очень ярко иллюстрируются скульптурами слепых. Еще, быть может, поучительнее скульптуры слепоглухонемых детей из Ленинградского института слуха и речи, в частности исполненные динамизма скульптуры Ардальона К., юноши, пожалуй, не менее замечательного, чем Елена Келлер, жизнь и достижения которого заслуживают не менее тщательного описания. Глядя на скульптуры этих детей, лишенных не только зрения, но и слуха, нельзя не поражаться тому, сколь многого можно достичь в отображении окружающей действительности на основе осязания.

На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере – слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации – восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).

Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. "Слушание" речи слепоглухонемыми по способу "чтения с голоса" заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т.д., в частности поразительная биография слепоглухонемой Елены Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.
^ Обонятельные ощущения
Тесно связанные между собой обоняние и вкус являются разновидностями химической чувствительности. У низших животных обоняние и вкус, вероятно, не расчленены. В дальнейшем они дифференцируются. Одно из биологически существенных различий, устанавливающихся между ними, заключается в том, что вкус обусловлен непосредственным соприкосновением, а обоняние функционирует на расстоянии. Обоняние принадлежит к дистантрецепторам.

У животных, особенно на низших ступенях эволюционного ряда, биологическая роль обоняния очень значительна. Обонятельные ощущения в значительной мере регулируют поведение животных при отыскании и выборе пищи, при распознавании особей другого пола и т.д. Первоначальный зачаток коры большого мозга у рептилий является по преимуществу центральным органом обоняния.

До недавнего времени принято было думать, что у человека обоняние не играет особенно существенной роли. Действительно, обоняние у человека играет значительно меньшую роль в познании внешнего мира, чем зрение, слух, осязание. Но значение его все же велико в силу влияния, которое обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на создание положительного или отрицательного эмоционального фона, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона.

Обоняние доставляет нам большое многообразие различных ощущений, для которых характерен присущий им обычно яркий положительный или отрицательный аффективно-эмоциональный тон. Внести в это многообразие систему, установив однозначную закономерную зависимость между химическими свойствами вещества и его воздействием на обоняние, оказалось очень затруднительно.

Обонятельные ощущения возникают при проникновении в нос вместе с вдыхаемым воздухом молекул различных веществ.

Обонятельная область представляет собою самую верхнюю часть слизистой оболочки носовой полости. Вся поверхность обонятельной области составляет приблизительно 5 см2. Пахучие вещества могут попадать сюда только двумя путями. Во-первых, при вдыхании, во-вторых, пахучие вещества могут ощущаться при выдыхании, когда вещества проникают из хоан (особенно это имеет место при еде).

В силу той роли, которую обоняние играет в настройке вегетативной нервной системы, выполняющей адаптационно-трофические функции по отношению ко всем видам чувствительности, обоняние может оказывать влияние на пороги различных органов чувств.

Из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так широко с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельные: почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную эмоциональную реакцию. Есть запахи нестерпимые и другие – упоительные. Некоторые люди особенно чувствительны к их воздействию, и чувствительность многих в этом отношении так велика, что породила целую отрасль промышленности – парфюмерную.

plani-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-grodno-2003.html
plani-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya.html
plani-seminarskih-zanyatij-i-domashnih-zadanij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-personalom.html
plani-seminarskih-zanyatij-i-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-seminarskim-zanyatiyam-dlya-studentov-obsheyuridicheskogo-fakulteta-ochnoj-formi-obucheniya-specialnost-030501-65-yurisprudenciya.html
plani-seminarskih-zanyatij-i-metodicheskie-ukazaniya-k-ih-provedeniyu-dlya-studentov-2-kursa-napravleniya-52-11-00-socialnaya-rabota-dnevnoj-formi-obucheniya.html
plani-seminarskih-zanyatij-i-metodicheskie-ukazaniya-k-samostoyatelnoj-rabote-dlya-studentov-po-specialnostyam-politologiya-svyazi-s-obshestvennostyu-religiovedenie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-amerikanskogo-avtora-t-klifford-rasskazivaet-o-tom-chto-v-razlichnih-kulturah-imenovalos-boleznyami-d.html
  • control.bystrickaya.ru/e-elektronnij-monitoring-kak-alternativnaya-zaderzhaniyu-i-soderzhaniyu-pod-strazhej-mera.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trudovaya-migraciya-v-zhiznennih-istoriyah-kontekst-socialnoj-integracii.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-napravleniyu-060109-sestrinskoe-delo-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/mama-papa-ya-sestra-nasha-druzhnaya-semya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchenie-kotoroe-po-zamislu-duhovnoj-ierarhii-dolzhno-predshestvovat-novomu-veku-i-obuslovit-ego-razdeleno-na-tri-stadii-stranica-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-769-101-vopros-290-rublej-ishite-testi-ne-tolko-po-nazvaniyam-no-i-po-soderzhaniyu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-7-uchet-finansovih-vlozhenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dlya-slushatelej-centra-povisheniya-kvalifikacii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nazvanie-izdatelstvo-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-russkomu-yaziku-v-4-b-klasse-tema-opredelenie-spryazheniya-glagolov-s-bezudarnimi-lichnimi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennaya-apparatura-i-metodi-issledovaniya-biologicheskih-sistem.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-frazovie-glagoli-v-anglijskom-yazike-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-200910-uchebnij-god-voronezh-2009.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/etapi-introdukcii-drevesno-kustarnikovih-rastenij-v-dendrofloru-odessi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-071201-bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost-rekomendovano-kafedroj.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-2011-goda-luchshih-studentov-universitetov-rossii-gotovyashih-specialistov-v-oblasti-metalloobrabativayushego-oborudovaniya-i-tehnologij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-osnovnih-razdelov-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezhim-raboti-liceya-publichnij-doklad-ob-osnovnih-rezultatah-raboti-mbou-licej-2-centralnogo-rajona-g-barnaula.html
  • testyi.bystrickaya.ru/49-socialnaya-situaciya-kak-spektakl-obshaya-redakciya-v-v-kozlovskogo-v-i-ilin-dramaturgiya-kachestvennogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-god-s-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-p-grabovskij-plutonievaya-zona-stranica-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/mchs-preduprezhdaet-gazeta-kurs-n-25032011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-28-marta-2011-g.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-iii-j-respublikanskoj-nauchno-issledovatelskoj-konferencii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/audit-ucheta-osnovnih-sredstv-stranica-8.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-kurs-raboti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1otchet-o-rabote-moskovskogo-otdeleniya-rodvk.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-i-obshie-svedeniya-polozhenie-ob-obshestvennoj-palate-polozhenie-ob-ulichnih-komitetah-polozhenie-o-molodezhnom.html
  • reading.bystrickaya.ru/knyaginya-monako-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kraevih-detskih-sorevnovanij-po-gornolizhnomu-sportu-ozornie-povoroti-2012.html
  • institut.bystrickaya.ru/tretij-etap-severnij-kavkaz-v-xiii-xv-vekah-problemi-politicheskoj-istorii-i-etnokulturnogo-vzaimovozdejstviya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tehnologiya-avtomatizaciya-litejnih-processov-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/geografiya-nauchno-pedagogicheskaya-deyatelnost-gomel-uo-ggu-im-f-skorini-2009-stranica-16.html
  • credit.bystrickaya.ru/perspektivnoe-planirovanie-uchebno-vospitatelnogo-processa-na-god-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-18.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-speckursu-politicheskoe-razvitie-stran-afro-aziatskogo-regiona-v-novejshee-vremya-dlya-dnevnogo-otdeleniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionno-bibliograficheskij-byulleten-izdanij-na-cd-rom.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-teme-welcome-to-disneyland.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.