.RU

ОСОЗНАВАЕМОЕ - И. П. Волков Зам. Главного редактора


ОСОЗНАВАЕМОЕ

СУБЪЕКТ

в процессе становления профессиональной деятельности
НЕОСОЗНАВАЕМОЕ
Требования общества, соц. ситуация

_____________


Семейные традиции, требования семьи

_____________


Особые обстоятельства

_____________


Информация о профессии

Психофизиол. особенности, темперамент

_____________


Индивидуал.- психологич. особенности

_____________


Направленн-ть личности

_____________


Образ профессии и себя в ней





Рис. Психологические факторы, влияющие на выбор профессии.

Все факторы, влияющие на субъекта, выбирающего профессию, условно разделены нами на внешние и внутренние. К внешним факторам мы отнесли социальные условия, в которых формируется субъект: 1) «заинтересованность» общества в тех или иных профессиях: престижные, востребованные, высокооплачиваемые специальности; 2) социальные (групповые, полоролевые и т.п.) стереотипы; 3) советы, рекомендации окружающих (друзей, учителей, психологов и т.п.). К социальным факторам можно отнести и влияние семьи: 1) советы, рекомендации родителей; 2) семейные профессиональные традиции; 3) образы родителей, их требования и отношение к субъекту; 4) положение семьи в обществе (социальное, материальное, уровень образования и т.п.). К внешним факторам нами отнесены и особые обстоятельста, такие как близость учебного заведения, стоимость обучения, выбор специальности «за компанию» и т.п., и имеющаяся информация о профессии, которую человек получает из книг, справочников, в профориентационных центрах, от окружающих и т.п.

Внутренние факторы включают в себя, во-первых, психофизиологические особенности индивида, а также темперамент, формирующийся на их основе. Во-вторых, индивидуально-психологические особенности человека. В-третьих, это направленность личности, определяемая мотивационной системой человека, характеризующаяся интересами, склонностями, убеждениями, идеалами и т.п. Последнее, что было выделено нами как внутренняя причина выбора, - то, как субъект представляет избранную специальность и каким видит себя и свои индивидуальные особенности в конкретной профессии.

Необходимо отметить, что как внешние, так и внутренние факторы могут быть осознаваемы субъектом, но существуют и такие, которые находятся в зоне полностью или частично неосознаваемого. Все части схемы при этом выделены в отдельные блоки достаточно условно – стрелками на схеме показаны их взаимозависимость, в какой-то мере взаимозаменяемость, влияние друг на друга.


ЛИТЕРАТУРА.

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 380 с.

2. Афонькина Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека. – Мурманск: МГПИ, 2001. – 280 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

5. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. // Психологический журнал. 1981, т.2, №5. – с. 3-22.

6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб: «Питер», 2000. – 560 с.

7. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1982. – 184 с.

8. Шеховцова Л.Ф. Психологическое обеспечение в школе выбора профессии. – СПб: Гос. университет пед. мастерства, 2000. – 98 с.

*Кафедра практической психологии СПбГАСУ.


^ ОСОБЕННОСТИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ


кандидат психологических наук, старший преподаватель Ю. И. Лобанова

В предыдущей работе автором была обоснована актуальность темы психологической устойчивости в современном обществе, а также предлагалась формулировка понятия «психологическая устойчивость». Предполагалось, что психологическая устойчивость может рассматриваться как профессиональное важное качество специалиста, обеспечивающее сохранность результативности выполняемой деятельности и уровня адекватности избираемых средств психологической защиты и психологического воздействия при активном психологическом воздействии извне. При этом оценку уровня психологической устойчивости конкретного специалиста предполагалось производить как через объективные, так и субъективные показатели.

К объективным показателям были отнесены:

1)Успешность осуществляемого взаимодействия при проведении в жизнь решений профессиональных задач (к примеру, результат проведенных переговоров;

2) Время, потраченное на осуществление успешного воздействия или время восстановления после неблагоприятного исхода; во втором варианте можно особенности восстановления характеризовать не временем, а по результатам сравнения показателей деятельности до и после неудачи;

К субъективным же показателям был отнесен уровень изменений психофизиологических показателей при проведении психологического воздействия или при оказании психологического воздействия на него.

Однако, самым важным показателем в оценке психологической устойчивости окажется степень удовлетворенности специалиста собственным трудом. В конце концов, переговоры можно проиграть, психоэмоциональные потери перенести ощутимые, но при этом испытывать “чувство выполненного долга” и, как следствие, полную удовлетворенность собой.

Процесс делового общения, а особенно переговоры, часто представляют собой решение задач сразу с тремя неизвестными. Первое - это та истина, те интересы, которые мы представляем. Второе - это наши отношения с партнером. И третье – это мнение третьих лиц, общества о сторонах, участвующих в переговорном процессе. Интересы сторон, естественно, могут не совпадать. Настаивая на получении очевидной выгоды, мы рискуем проиграть в долгосрочных отношениях и в общественном мнении. Вот поэтому в таких ситуациях довольно часто прибегают к манипуляции. Манипуляция (по мнению Е.Л.Доценко “Психология манипуляции” (с.59, М., ЧеРо Изд. МГУ, 2000г.) – это весьма искусное психологическое воздействие, мишенью которого являются побудители и регуляторы активности человека , а целью - изменение поведение в сторону, не совпадающее с его актуальными потребностями. Зачастую – замысел манипулятивного воздействия может быть осуществлен при помощи простых логических выкладок, однако развитого логического мышления для успеха вряд ли будет достаточно, ведь человек, против которого используется манипуляция, является при этом только средством достижения цели. Не для каждого собеседника будет легко отнестись к другому человеку как к промежуточному звену на пути к достижению своей цели. Особенно непросто должно быть людям, придерживающимся высоких морально- нравственных критериев. Ограничения в выборе поведения, связанные со строгим морально - нравственным воспитанием, вероятно, будут мешать как осуществлению манипулятивных техник, так и распознаванию их (сам так не поступаю, значит, и от других этого не жду), а следовательно, способствовать проигрышу. Таким образом, объективные показатели могут демонстрировать низкий уровень психологической устойчивости у лиц с высокими морально- нравственными критериями, однако возможно, и наличие неких компенсаторных механизмов, которые могут способствовать использованию ими других средств психологического воздействия (помимо манипулятивных) или усилению роли субъективных показателей за счет защитных механизмов психики.

Одной из задач своей работы мы считаем выяснение особенностей влияния морально- нравственных критериев человека на уровень его психологической устойчивости. Связь между этими двумя факторами вполне может оказаться не такой однозначной, какой она кажется на первый взгляд.

Для начала же нам было необходимо подобрать методику, которая бы могла помочь в оценке морально- нравственных критериев специалистов. Пилотажное исследование (в нем участвовали две студенческие группы первого курса СПБГАСУ) позволило выделить ряд ситуаций, поступков, которые оценивались студентами как аморальные: 1.Предательство, подлость 2.Неуважение, хамство (к родным, близким, окружающим) 3.Преступления, воровство 4. Лживость 5. Пренебрежение к пожилым людям 6. Мат

На основе этих ответов, ситуаций, предлагаемых Ф.Котлером в книге «Основы маркетинга» (с. 680-682, М.: Прогресс, 1990), и ситуаций из личного жизненного и производственного опыта были составлены 37 ситуаций (18 – производственных, 19 – жизненных);

Подбор разнотипных ситуаций разного плана был произведен в первую очередь интуитивно (толчком стала попытка специалистов различных областей (врачей, психологов) сформировать профессиональный этический кодекс именно для своей профессии).

Ситуации были подобраны следующим образом:

- Некоторые же ситуации предполагали добровольный выбор, связанный с возможностью поделиться собственными ресурсами (местом, деньгами, временем) (например, подача милостыни, помощь коллеге по работе);

В эксперименте участвовали 60 студентов 1-го курса и 30 студентов– 3-го. Задача ставилась не просто проанализировать особенности нравственного выбора студентов, а сравнить между собой ответы первокурсников и третьекурсников. Предполагалось, что ответы будут отличаться в силу особенностей менталитета студентов (большей или меньшей близости к временам социалистического воспитания). Однако, забегая вперед, можно отметить, что ответы в целом были очень близки, а если и отличались по содержанию, то скорее всего в связи именно с возрастными особенностями, которые свидетельствовали о большем или меньшем жизненном опыте. При оценке результатов в первую очередь анализировалось наличие ответов в обеих категориях, к которым бы примыкало большинство (больше 80%), а также неоднозначные ответы (50/50); Удалось это сделать и в жизненных, и в производственных ситуациях, однако были определенные различия: при оценке производственных ситуаций было больше однозначных ответов и эти ответы чаще носили характер негативного выбора;

Ответы каждого испытуемого при оценке производственных ситуаций оценивались таким образом: за каждое совпадение “положительного” нравственного выбора как с однозначно, так и с неоднозначно оцененными ситуациями, присваивался один балл. При оценке жизненных ситуаций за каждое совпадение ответа со статистическим большинством присваивался один балл, если положительный выбор осуществлялся в ситуации, которая однозначной оценки у большинства не получила, то – два балла. Затем подсчитывалась две суммы баллов: за оценку производственных и жизненных ситуаций. Таким образом, каждый испытуемый получал две оценки, рассматриваемые нами как уровень морально- нравственных критериев человека в производственной деятельности и в личной жизни.

«Положительным» выбор считался в том случае, если испытуемый сам демонстрировал готовность поделиться ресурсами, отказаться от обманным путем получаемой прибыли, отрицательно, аморально расценивал поведение других людей в подобных же ситуациях. Отрицательным считались выборы противоположного типа.

В принципе, при сравнении ответов студентов 3-го и 1-го курсов, оказалось, что их мнения во многом совпали, однако, были и некоторые особенности; так студенты 1-го курса были более категоричны в порицании некоторых жизненных ситуаций (например, когда родители оказывали предпочтение одному из детей, несправедливо обижая другого, или, когда дети отказывали в помощи бросившим их, но престарелым родителям ). 3-ий курс оказался более единодушен в возможности пренебрежением общественных интересов (пользоваться подложными проездными документами в стесненных денежных обстоятельствах они считали вполне морально оправданным); в производственной ситуации 1-ый курс в меньшей степени склонялся к выполнению работы, деньги за которую проходят «черным налом»;

Т.к. при анализе протоколов складывалось впечатление, что ответы испытуемых сильно различались (о семье, близких, друзьях, любимых – в «розовом свете»; о производстве – в негативном), то возникала идея, что, возможно, для молодежи характерна некоторая двойственность при выборе морально- нравственных критериев. Так, следование достаточно высоким моральным критериям в жизненных ситуациях может сочетаться с ориентацией на сравнительно низкие в производственных. Статистическая проверка этой гипотезы показала отсутствие значимой корреляционной связи между исповедуемыми испытуемыми моральными нормами в жизни и на производстве. Возможно, существование такой двойной морали, двойных стандартов в отношении производства и личной жизни – и есть первый защитный механизм от манипуляции. Однако, нам представляется, что не единственный.

Наличие двойных стандартов позволяет адекватно воспринимать действительность и реагировать на нее с одной стороны, а с другой, акцент на миролюбие, дружелюбие в семейных отношениях, является, возможно некоторой компенсации жесткости, проявляемой в производственных условиях. Уровень морально- нравственных критериев испытуемых в производственной деятельности и в личной жизни был сопоставлен с результатами, полученными по шкале контроля за действием Ю.Куля. Данная методика позволяет измерить, на что человек ориентируется в ситуации неудачи, планировании деятельности и ее реализации: на свое состояние или на аспекты самого действия. Самой надежной шкалой считается шкала контроля при неудаче. Ориентация на действие связана с лучшим исполнением задания в стрессогенных условиях, ориентация на состояние - с менее удачным. (В.А.Бодров “Информационный стресс”, с. 260, М., 2000). Интересным показалось наличие статистически значимой корреляционной связи между (r = 0.389 при 0.1) между уровнем морально- нравственных критериев, на которые ориентируется человек в производственных ситуациях и шкалой контроля за действием при планировании (т.е. более высокий в нравственном отношении выбор делали испытуемые с более выраженной ориентацией на действие при планировании, т.е. являющиеся более стрессоустойчивыми в момент замысла будущей деятельности). С остальными шкалами значимых корреляций не оказалось. Видимо, строгость морально- нравственных критериев способствует повышению стрессоустойчивости при планирования деятельности. Сформированность критериев, возможно, служит связующим материалом, который не позволяет разрушать систему планирования при попытках разрушения ее извне. Как следствие – человек в случае помех изменяет только детали плана, делая его более адекватным ситуации, но не переходит к анализу собственного состояния, т.е. убежденность в правильности выбора не снижается, нет необходимости в ее дополнительной поддержке. Но планирование действия – все-таки – лишь прообраз будущего. Возможно, в данном случае сформированности внутренних критериев достаточно для поддержания спроектированного, но еще нереального будущего. А вот на этапах реализации или переживания неудачи этот механизм уже не срабатывает.

*Кафедра практической психологии СПбГАСУ.


^ ИССЛЕДОВАНИЕ МОРАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ НАДЕЖНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

___________________________________________________________________________

Аспирант, ассистент кафедры практической психологии Г. А. Токарева


Сегодня не мало говорится о том, что в современной России продолжается процесс перестроения – перестроения сознания, образа жизни, способов поведения, системы ценностей и этических представлений. Это касается не только обыденной жизни, но и профессиональной деятельности, экономического поведения. О необходимости учета этического фактора при анализе экономического развития писал Макс Вебер. Ряд современных авторов отмечает значимость нравственного фактора, например, О. С. Дейнека говорит о том, что «индивидуально-психологические особенности этической мотивации являются важным фактором поведения» [1, 34]. Как мы уже писали, также ссылаясь на ряд современных авторов, будущее России видится, скорее, в связи с поиском нравственных оснований экономического развития в русской традиции, с учетом, естественно, мирового опыта, чем с простым копированием нравственной культуры других стран [2, 21]. Поэтому исследование моральных компонентов надежности профессиональной деятельности представляется нам достаточно актуальным.

С этой точки зрения мы остановились на конкретной профессии – менеджер. С одной стороны, менеджеры являются наиболее показательными носителями организационной культуры, что позволяет косвенно оценить этические традиции современных российских предприятий. С другой стороны, менеджер как руководитель выполняет определенную воспитательную функцию относительно своих подчиненных – является образцом для подражания. Формирует определенные нормы поведения в коллективе.

На нравственное поведение сотрудника организации оказывает влияние комплекс факторов, среди которых: состояние и принципы общественной морали, требования, предъявляемые обществом и предприятием к профессии и должности, нормы, включенные в корпоративную культуру конкретной организации, индивидуальная система нравственных принципов, мировоззрение. Т. е. корни нравственного поведения человека лежат в его личности, в организации, где он работает и в обществе, в котором он живет. Проявление нравственного фактора в деятельности, по нашим предположениям, влияет на эффективность деятельности и здоровье менеджера.

Этим был обоснован выбор нами методик для исследования:

  1. Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла.

  2. Методика «Выявление установок «труд – деньги»» (фрагмент методики О. Ф. Потемкиной).

  3. Методика «Мотив власти» Е. П. Ильина.

  4. Опросник «Психическое выгорание» (разработан Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой на основе модели К. Маслач и С. Джексон).

  5. Методика «Привлекательность труда в организации» В. М. Снеткова.

  6. Модифицированная нами методика «Совет другу» Е. К. Веселовой, позволяющая подсчитать общий индекс нравственности. Представляет собой ряд этически сложных ситуаций, из которых предлагается подсказать выход. В настоящем виде методика включает в себя как общежитейские, так и производственные этически сложные ситуации.

7. Разработанная в соответствии с задачами исследования анкета, позволяющая выявить некоторые нравственные установки менеджеров, их взгляд на свою профессию, а также самооценку индивидуальной успешности.

Нами было также проведено небольшое пилотажное исследование, целью которого явилась проверка работоспособности модифицированной методики «Совет другу» и анкеты, а также общее отношение менеджеров к проблеме нравственного фактора в их профессиональной деятельности.

В пилотажном исследовании приняло участие 14 менеджеров – руководителей среднего (50 % выборки) и высшего (50 % выборки) звена управления коммерческих организаций Санкт-Петербурга в возрасте от 29 до 54 лет, 43 % мужчин и 57 % женщин. Почти все опрошенные (93 %) имеют высшее образование, 7 % - среднее специальное. Стаж руководящей работы – от 2,25 до 28 лет.

Приведем некоторые результаты пилотажного исследования. В методику «Совет другу» мы ввели дополнительный показатель – оценка опрашиваемым степени проблемности ситуации, сложности выбора однозначного варианта поведения в данной этической ситуации (по 10-балльной шкале). Как мы и предполагали, в большинстве случаев (71,4 %) уровень проблемности общенравственных ситуаций оценивается выше, чем производственных. Обратная ситуация – у 21,4 % опрошенных. Средняя оценка степени проблемности общенравственных ситуаций – 4,6 балла по 10-балльной шкале (от 2 до 6,9 б.), этически сложных производственных ситуаций – 2,9 балла (от 1 до 6,6 б.). Не останавливаясь на анализе ответов опрошенных, заметим, что пилотажный эксперимент подтвердил возможность дальнейшего использования методики в целях исследования.

Исследование отношения к нравственному фактору в работе менеджеров дало следующие результаты:

Хотя большая часть опрошенных оценивает нравственный фактор как необходимый, легко заметить противоречивость ответов на данный вопрос, что подчеркивает актуальность и высокую степень проблемности выбранной нами темы.

Далее, один из вопросов анкеты предлагал руководителям назвать наиболее значимые пункты, которые они хотели бы внести в этический кодекс руководителя. Анализ ответов показал, что на первое место руководители ставят универсальные этические принципы (перечислим по убыванию): честность, порядочность, корректность. Называются также следующие универсальные этические принципы: единство слова и дела, справедливость, ответственность. В первую очередь, речь идет об этичном поведении по отношению к подчиненным и коллегам. Блок «отношение к коллегам и подчиненным» включает также следующие качества: уважение (к личности и опыту), тактичность, конфиденциальность, принятие на себя ответственности за подчиненных, чуткость, справедливость, уважение.

Следующий блок принципов (по частоте встречаемости) мы условно назовем «отношение к партнерам». Основные принципы здесь – уважение и честность по отношению к партнерам и конкурентам.

Третий блок принципов – «корпоративность»: умение работать в команде, поддержание корпоративной культуры, имидж.

Четвертый блок – «профессионализм», где называются: грамотность, постоянное стремление к обучению, собственно профессионализм.

Эти данные еще раз подтверждают, что профессиональная этика руководителя складывается из нескольких составляющих: принятие и реализация в поведении универсальных этических принципов, этичность по отношению к сотрудникам организации (в первую очередь – к непосредственным подчиненным), деловым партнерам и конкурентам (из чего складывается имидж компании), лояльность к организации, а также личный профессионализм и качество работы.

В исследовании ставился также вопрос о присутствии у менеджеров нравственных переживаний за принятые решения и совершенные на работе поступки. Ответы распределились следующим образом:

Т.о. имеет место определенная включенность субъективной оценки собственной профессиональной деятельности в палитру личных переживаний.

Любопытным нам также представляется анализ еще одного показателя. В анкете были описаны три ситуации, в которых герой (героиня) ситуации проявлял определенное самопожертвование: (а) жертвовал карьерой ради дружбы; (б) в трудной для организации экономической ситуации продолжала материально поддерживать больного сотрудника; (в) жертвовала достатком и карьерой ради ухода за родным человеком. Менеджерам предлагалось оценить поступок героя ситуации и объяснить, почему тот повел себя именно так.

Интересно, но ни одной однозначно отрицательной оценки поступка дано не было. Большинство опрошенных дали положительную оценку поведения героя ситуации. В ситуации (а) 64,3 % дали положительную оценку поступка, 35,7 % опрошенных продемонстрировали нейтральную позицию: неуверенность, внутренний конфликт относительно того, верный ли шаг был совершен героем. В качестве оснований поступка были названы: дружба, порядочность героя, совесть.

Ситуация (б) была почти однозначно оценена положительно (92,9 %), лишь 1 человек (7,1 %) дал нейтральную оценку. Причем в качестве оснований поступка звучали определенные мотивы «высшей справедливости»: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Опрашиваемые также отметили, что подобное проявление порядочности и человечности влечет за собой отклик со стороны персонала: лояльность и высокую мотивацию.

В ситуации (в) 71,4 % дали положительную оценку поступка, 28,6 % - нейтральную. Положительные оценки менеджеров были связаны с проявлением героиней ситуации чувства долга, благодарности, самоотверженности. Нейтральные – были продиктованы оценкой поведения как нерационального, личной жертвы – возможно, не стоящей того.

В целом, полученные в результате пилотажного исследования данные подтверждают высокую степень актуальности темы, особенно для российской выборки, поскольку именно в российской культуре нравственный фактор и ощущение справедливости всегда стояли на первом месте, индивидуальная мораль и профессиональная этика были тесно переплетены. Мы надеемся на получение более полноценных результатов в ходе дальнейшего исследования, которое, как нам кажется, необходимо продолжать.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Дейнека О. С. Экономическая психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000.

  2. Токарева Г. А. Моральные аспекты менеджмента в современной России // Вестник Балтийской Педагогической Академии, Вып. 48 – 2002.

*Кафедра практической психологии СПбГАСУ


^ К УСЛОВИЯМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА У СТУДЕНТОВ

________________________________________________________________­­­­____

Ст. преподаватель М.Б. Мязина


Одним из факторов, препятствующих психологической готовности к обучению, личностному росту в профессии и развитию профессиональной устойчивости является возникновение психологического барьера по отношению к отдельным аспектам обучения в вузе. Психологический барьер рассматривается как субъективированное переживание затруднений в деятельности, трудности достижения ее цели, сопровождающееся неблагоприятным психическим состоянием, блокирующим активную деятельность.

В области исследования психологического барьера до сих пор внимание главным образом уделялось психологическому барьеру, возникающему в процессе профессиональной деятельности сложившихся специалистов. Поэтому мы обратились к изучению специфики психологического барьера, возникающего уже в процессе обучения в вузе, и препятствующего успешному овладению знаниями и навыками, необходимыми в профессиональной подготовке и дальнейшей профессиональной деятельности, исследованию условий и причин его возникновения.

Психологический барьер проявляется в пассивности на занятиях, стремлении уклониться от выполнения заданий, откладывании их выполнения на последний момент. У студентов, подверженных влиянию психологического барьера наблюдается отчетливая тенденция к избеганию неудачи, проявляющаяся в стремлении браться только за то, с чем они наверняка справятся, к занижению притязаний.

По данным ряда авторов [1] для возникновения психологического барьера необходимо два условия: наличие неблагоприятной внешней среды и внутренней готовности субъекта к формированию психологического барьера.

Наше исследование подтверждает комплексное влияние внешних и внутренних условий на возникновение психологического барьера.

Среди внешних факторов в условиях вуза можно назвать условия обучения, изменение статуса учащегося, превращение его из школьника в студента, объективную сложность программы, качество преподавания, влияние установок преподавателя, его способность заинтересовать своим предметом. Расхождение между ожидаемым и реальным статусом квалифицированного инженера также служит фактором, способствующим возникновению психологического барьера в техническом вузе.

Большое влияние на профессиональное становление и успешность обучения оказывают такие факторы, как представление о будущей профессиональной деятельности, оценка перспектив применения профессиональных навыков, прошлый опыт личности, объективные потребности в различных видах деятельности, содержание образования и престижность специальности.

Как одно из условий возникновения психологического барьера по нашему мнению может расцениваться меньшая заинтересованность в обучении, которая часто наблюдается, если студент не прикладывал усилий к поступлению, и не связывает свое благополучие со своей профессиональной деятельностью, здесь играет свою роль мотивационный фактор. Как правило, именно те, кто предпочел данный вуз и какую-либо специальность в нем, руководствуясь почти стопроцентной возможностью поступления по сравнению с той специальностью, которой действительно хотел бы заниматься, приобретают психологический барьер в процессе обучения.

Нами были выделены личностные особенности, характерные для лиц проявляющих психологический барьер в определенных сферах обучения и личностные особенности, которые встречаются у студентов во всех исследованных сферах и влияют, по-видимому, на предрасположенность к возникновению психологического барьера

Такими особенностями оказались: неадекватность ценностных ориентаций целям и задачам обучения в вузе, неадекватная самооценка, повышенная тревожность, интернальность в области неудач, ригидность.

Наличие этих особенностей и их взаимодействие проявляется в поведении студента.

Размышления о проблемной ситуации, в которой оказывается студент, часто усугубляют возникающее у него негативное состояние, так как направлены на неблагоприятные стороны ситуации, возможные негативные результаты в будущем, осмысление негативных эмоций в настоящем. При этом идет успешный поиск информации, подкрепляющей субъективные негативные предположения о результатах деятельности, отношении других участников и т.д.

В сфере коммуникации – это участники общения, их отношение к индивиду и т.д.; при изучении отдельных предметов – заниженная оценка своих возможностей, при завышенных требованиях к результату, или желание достичь немедленных результатов, с игнорированием необходимости временных затрат и интеллектуальных усилий. Если что-то не получается с первого раза, нередко происходит утрата интереса к продолжению занятий.

Происходит негативная оценка перспектив деятельности в данной сфере, своих способностей; или завышенная оценка своих способностей и результатов и негативное отношение к чужой оценке и соответственно к тем, от кого она исходит, объяснение низких оценок "личной неприязнью" экзаменаторов или преподавателей.

Наблюдается отчетливая тенденция к избеганию неудачи, проявляющаяся в стремлении браться только за то, с чем студент, по его мнению, наверняка справится, занижение притязаний. Это может быть связано в первом случае (заниженная самооценка) с неуверенностью в достижении более сложных целей, во втором случае (завышенная самооценка) с осознанным или не до конца осознанным стремлением поддержать свою самооценку в собственных глазах.

Взаимосвязь внешних и внутренних причин можно увидеть на примере несоответствия новых условий обучения и привычного для первокурсника стиля деятельности. Отсутствие, по сравнению со школой, строгого ежедневного контроля со стороны преподавателей и родителей, при наличии у студента нерационального стиля деятельности и внешнего локуса контроля, приводит к нерегулярности посещения занятий и выполнения заданий. В связи с откладыванием их выполнения возникает чрезмерная загруженность в конце семестра, которая вызывает ощущение невозможности справиться со всем сразу и возникновение психологического барьера. Ситуация усугубляется объективным повышением сложности программы, по сравнению со школьной, и соответствующими программе высокими требованиями, предъявляемыми к сдаче экзаменов.

Подобная ситуация складывается и в том случае, когда выполнение заданий откладывается потому, что они оцениваются как слишком сложные или не очень важные, это касается как профилирующих, так и непрофилирующих дисциплин. В этом случае такое избегание связано с действием уже существующего барьера в данной сфере, и возникновение трудностей, вызванных накоплением задолженностей, в свою очередь способствует его закреплению.

По нашему мнению это свидетельствует о несформированности или несовершенстве механизмов саморегуляции деятельности студента, что влияет на индивидуальный стиль деятельности. При изменении условий обучения в этом случае не происходит нормальной адаптации, вместо возникновения состояния психологической готовности к обучению возникает и закрепляется психологический барьер.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Парыгин Б.Д. Солциальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. С.Пб, ИГУП, 1999.

*Кафедра практической психологии СПбГАСУ


^ ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СЛОВЕСНИКА

( акмеологический аспект)

____________________________________________________________

С. В. Волкова.


Акмеологическая наука, рожденная преподавателями разных образовательных систем в процессе поиска путей совершенствования деятельности, "открывает перед обществом, перед конкретными людьми новые перспективы в повышении качества коллективной групповой и индивидуальной деятельности ". [3] Акмеология родилась из ответственности учителей перед своими учениками, из требовательности преподавателя к себе, собственному профессиональному мастерству в каждый момент общения с обучающимися. Важнейшая акмеологическая категория - профессионализм. Акмеологи (Богданов Е.Н., Гусева А.С., Деркач А.А., Дьячков В.М., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Омаров А.М., Шепель В.М. и др.) рассматривают категорию профессионализма в широком контексте, в деятельностном и личностном проявлениях: личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном развитии. Профессиональной можно назвать такую деятельность словесника, которая отражает высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью [2,с.74]. Профессионализм личности - качественная характеристика учителя словесности, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие обучающихся. ( там же).

Словесник-профессионал - в известной мере личность исключительная. “…Она пила кубок своей жизни с наслаждением , и преподавание было не трудом её, а счастьем.” Такой метафорой духовный наставник советской молодёжи драматург Виктор Розов определил ценность труда словесника: учить человека быть счастливым. Психологическим результатом труда учителя становится направленность учащихся. Деятельность словесника включает следующие взаимосвязанные функции: образовательные, воспитательно-развивающие, коммуникативно-обучающие, направленные на формирование культуры речи и мышления, научного мировоззрения и морально-нравственных ценностей, воспитание культуры чувств и потребностей в самовоспитании и саморазвитии.

Акмеологами разработаны критерии оценки уровня продуктивности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. “Высший уровень деятельности педагога отличается тем, что при формулировании педагогических задач точкой отсчета становится сам учащийся и те классы задач , которые ему предстоит самостоятельно решать.” [3, с.57] .В этом контексте мы рассмотрим систему факторов , обеспечивающих создание высокого и стабильного уровня внутренней мотивации обучающихся. Эта система определяет и продуктивность деятельности учителя русского языка.

Фактором называют движущую силу какого-либо процесса. В акмеологии, науке, исследующей закономерности саморазвития, самореализации творческого потенциала, факторы - это объективные причины, обуславливающие самодвижение индивидуальности к вершинам профессиональной деятельности, т.е. к высшим достижениям. Рассмотрим факторы, помогающие преодолевать трудности в изучении родного языка.

1.^ Отбор речевого материала. Главное на уроке словесности - живое слово. Связный текст может быть взят в соответствии с интересами и коммуникативными потребностями обучающихся и преподавателя. Это поможет решить не только образовательную задачу (формирование лексико-грамматических и речевых навыков), но и обеспечит эмоциональную активизацию, повышающую качество усвоения. Творчески работающий учитель подбирает тексты актуальные и социально значимые, личностно ценностные для учащегося, имеющие высокий интеллектуальный уровень материала, активизирующие умственную деятельность. Это позволяет увеличить объём вводимого материала без напряжения.

2.^ Снятие эмоциональной напряжённости в процессе учебной деятельности. Этот фактор обуславливает поддержание интереса к восприятию материала. Известно, что интерес поддерживается переживанием успеха. О взаимосвязи мотивации учения и академической успеваемости при доминирующем влиянии фактора успеваемости говорят исследования, проведенные как в школах, так и в вузах..[4, с.85].Цель деятельности обучающихся смещается с содержания обучения на внешний фактор получения положительной отметки. Происходит разведение мотива и цели действия. Снятию эмоциональной напряженности способствует использование педагогического менеджмента, ориентированного не на поиски универсального метода, а на адекватные средства обучения в реальном учебном процессе. Так, в одних ситуациях эффективным будет привлечение художественной речи как психологического фактора оптимизации обучения русскому языку : "…если только ребенок почувствовал аромат слова, его сердце охватывает вдохновение, - отмечает В.А.Сухомлинский. - Я тысячу раз убеждался : без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное воспитание ребенка."[5, с.128]. В других случаях словесник использует материалы занимательной грамматики - учащиеся с удовольствием составляют тематические кроссворды, грамматические рифмовки, загадки, ребусы, миниатюры… . Музыка и живопись на уроках словесности – не только средство активизации и развития ассоциативного мышления, творческого воображения. Параллелизм между живописным и повествовательным текстами позволяет сравнивать их морфологию, синтаксис и семантику: морфология живописного текста - это " инструменты», т.е. линия, цвет, светотень; синтаксис - "форма", т.е. пространство, композиция; семантика- идейное содержание… Цветомузыка и "звучащие" картины М.К. Чюрлёниса помогают понять аллитерацию в стихах С.А. Есенина и А.А. Блока. Женские образы на полотнах О. Кипренского и К. Брюллова, А. Венецианова и А. Антропова, И. Аргунова и Ф. Рокотова обогащают восприятие и помогают представить самобытных героинь произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Литература не отвечает на все вопросы, но врачует и исцеляет "лекарственными травами гуманизма". Высшие социальные чувства – эстетические эмоции. По мнению Л.С. Выготского, эстетические эмоции имеют "интеллектуальное " происхождение: важнейшая роль в их возникновении принадлежит "сознающему" началу, освобождающему их от простейших нервных ощущений и поднимающему на высоту "думающего чувства". Учитель учит читать духовными глазами.

3.Фактором продуктивной деятельности учителя словесности, стабилизирующим внутреннюю мотивацию в учебном процессе, является обеспечение высокого интеллектуального уровня материала урока, активизация умственной деятельности учащихся. Более высокий уровень требований к обучающимся способствует формированию творческого отношения к изучаемому материалу. Творческая активность обеспечивает принцип развивающего обучения. Ш. А. Амонашвили называет трудности, возникающие в процессе усвоения учебного материала и вызывающие напряженную работу познавательных сил, одним из источников мотивации учебной и познавательной деятельности учащихся [1]. Работа над стилем художественных произведений обычно не вызывает восторга у школьников, не умеющих отдаваться магии слова и наслаждаться узнаванием "почерка" автора. Продуктивным становится герменевтический подход к изучению литературного произведения: философы (Шлейермахер) предлагают два возможных метода толкования текста- грамматический и психологический, позволяющие постичь "дух языка" и "дух автора", выявить взаимосвязь между автором текста, самим текстом и читателем (герменевтический треугольник); постижение смысла высказывания увязывается с практическим правилом герменевтики: восхождение от части к целому и от целого затем к части. Урок - это писатель, учитель и ученик, и каждый имеет право на собственную позицию. Войти в герменевтический круг - значит принять мир писателя, его время, его окружение. Этому помогает литературное краеведение. Учащиеся, побывавшие в местах, где жил Родион Раскольников, легко осознают ключевое слово автора романа "Преступление и наказание"-угол. Слово повторяется несколько раз, наслаивая на свое конкретно-бытовое значение - забиться в угол, снять угол ( комнату, каморку ) - широкое социальное содержание - угол жизни, быть загнанным в угол. Тот, кто был там, "где шумят Михайловские рощи", или в лермонтовском краю Синих гор, не забудет, как "душа стесняется лирическим волненьем", как "звезда с звездою говорит", тот услышит блоковскую "музыку стихов" и поймет есенинское "нежностью пропитанное слово".

Анализируемые факторы, обеспечивающие продуктивность деятельности словесника, находятся в системе взаимосвязанности следствий их реализации. Так, фактор 1( отбор материала, отвечающего интересам и потребностям обучающихся,) и фактор 2 (снятие эмоциональной напряженности) являются необходимыми условиями действенности всех остальных факторов. Они соотносятся с определенными личностными свойствами учителя, его профессионально-педагогической компетентностью, с такими её основными элементами, как специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины, методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся, социально-психологическая компетентность в области процессов общения, дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся.[2, с.90].

4.Обеспечение индивидуальных стратегий усвоения материала учащимися в прямой зависимости от дифференциально-психологической компетентности педагога, от его умения согласовывать содержание обучения, приёмы презентации, тренировки и контроля с психологическими факторами эффективности учебного процесса, индивидуальными особенностями учебной деятельности учащихся. Для обеспечения индивидуализации в обучении родному языку необходимо учитывать особенности мыслительной деятельности, уровень развития синтетических и аналитических операций, интересы и мотивы, волевые качества и многое другое. Индивидуальная стратегия усвоения учебного материала учащимися рационально-логического типа (чаще интроверты) требует формулировки правил, а стратегия экстравертов (эмоционально-образный тип мышления) - самостоятельное вычленение закономерностей высказывания. Обучение должно обеспечивать оба пути усвоения. Наличие индивидуальных различий свидетельствует о том, что к одной и той же цели учащиеся идут разными путями и с разной скоростью. Пока остается мечтать об индивидуализированном учебнике, который не будет мешать ученику изучать предмет самостоятельно или с учителем. Генеральным фактором продуктивной деятельности словесника остается его способность к овладению выбранной профессией. Профессиограмма учителя русского языка не допускает отсутствия таких качеств, как эмпатия, эмоциональность, доброжелательность, сдержанность, корректность, справедливость, личное обаяние, демократичность, авторитетность, поэтичность... Важнейшие профессиональные свойства словесника - коммуникативная готовность , проявляющаяся в активности, внутренней свободе, в позитивном поведении, увлеченности, успешности в контакте, и готовность к творчеству. Качества творческой личности: " жажда созидания, сильная воля, вера в призвание, эмоциональность, надличная жизнь, единство чувств, интеллекта и воли". (Р.Г.Эфендиева.) .

" Она умела восхищаться и ликовать, а уж это счастье дано не каждому. Думаю, у Евгении Николаевны не было ни одного серого дня жизни, каждый был освещён счастьем, глубоким раздумьем, битвой, горем, но только не тусклым мерцанием полубытия". (В. Розов).


ЛИТЕРАТУРА.

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников .- М., 1984.

2.Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в акмеологических исследованиях. Акмеология: методология, методы и технологии. М., 1998 , 74с.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш.шк.,1990.-119с.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.- 96

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974.

* ИФА ГПС МЧС РФ ( Ивановский филиал Академии противопожарной службы)


Язык образования как способ формирования

культурных ценностей

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________________

plan-raboti-gou-sosh-shkola-zdorovya-901-na-aprel-2010-2011uch-g-data.html
plan-raboti-informacionno-analiticheskogo-otdela-uchebnogo-upravleniya.html
plan-raboti-informacionno-metodicheskogo-kabineta-na-2011-2012-uchebnij-god.html
plan-raboti-izbiratelnoj-komissii-tambovskoj-oblasti-na-yanvar-iyun-2005-goda-i.html
plan-raboti-kafedralnogo-seminara-problemi-teorii-i-praktiki-perevoda.html
plan-raboti-kafedri-matematiki-na-2010-2011-uchebnij-god-meropriyatiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/primeneniesravnitelnaya-terapevticheskaya-i-ekonomicheskaya-effektivnost-antimikrobnogo-preparata-farmazin-pri-lechenii-bronhopnevmonii-u-telyat-primenyaemogo-razdelno-i-v-sochetanii-s-autogemoterapiej-v-s.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-organizaciya-i-tehnologiya-torgovih-processov-dlya-specialnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/saudovskaya-araviya-2.html
  • university.bystrickaya.ru/fgu-nniito-minzdravsocrazvitiya-rossii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennoe-tehnologicheskoe-obshestvo-problemi-i-puti-ih-resheniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-veroyatnosti-provedeniya-svobodnih-i-chestnih-viborov-v-gruppah-molodezhi-s-raznim-urovnem-socialnogo-statusa-v-.html
  • education.bystrickaya.ru/132-samoorganizaciya-kak-osnova-evolyucii-ruzavin-g-i-r-83-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-pisem-inostrannih-chitatelej-prodolzhenie-pisem-chitatelej-kanaryov-f-m-publikuetsya-lish-chast-pisem-poluchennih.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-kadrovij-menedzhment-predpriyatiya-po-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-cel.html
  • control.bystrickaya.ru/ekspertnoe-zaklyuchenie-o-polnote-i-preemstvennosti-sistemi-celej-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-predusmotrennoj-dokumentami-strategicheskogo-planirovaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/dengi-i-denezhnij-rinok.html
  • turn.bystrickaya.ru/oharakterizujte-sushnost-indukcii-uchebnoe-posobie-po-sisteme-professionalnoj-podgotovki-uchitelya-obsheobrazovatelnih.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-tovarov-svedeniya-po-kotorim-otrazhayutsya-po-stroke-70-razdela-5-formi-p-1-i-po-stroke-70-razdela-3-formi-p-5m.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-gosudarstvennoj-attestacii-po-napravleniyu-buhgalterskij-uchet-analiz-udit-tomsk-2010.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vii-pristup-a-s-pushkin-kapitanskaya-dochka-bibe-ru.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-tipi-trub-primenyaemie-dlya-ustrojstva-setej-i-v-dov-s-m-vsnabzheniya-armatura-vprovodnoj-seti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/igo-vojni.html
  • lesson.bystrickaya.ru/recenziya-na-rasskaz-ia-bunina-voron.html
  • esse.bystrickaya.ru/proizvodstva-i-potrebleniya.html
  • education.bystrickaya.ru/327-sovmestnaya-deyatelnost-emitenta-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gazprom.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-sposobi-i-mehanizmi-reagirovaniya-upolnomochennogo-otchet-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-obshaya-ustanovka-soznaniya-karl-gustav-yung.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkij-otchet-za-maj2004-dekabr2007gg-fio.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dolgosrochnij-rejting-depozitov-v-inostrannoj-valyute-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-3-kvartal-2008-goda.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-dannie-o-gosudarstvennoj-registracii-stranica-18.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-na-10-iyunya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protivodejstvie-ekstremizmu-i-terrorizmu-dlya-municipalnih-sluzhashih-organov-mestnogo-samoupravleniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-oon-obyavleni-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-o-p-o-l-n-i-t-e-l-n-a-ya-rabochaya-programma-kursa-geografiya-mezhdunarodnogo-turizma-dlya-studentov-specialnosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/bumazhnij-tunnel-rozhdestvenskaya-skazka.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-formi-i-metodi-obucheniya-harakteristika-pedagogiki-kak-nauki-3-1-obekt.html
  • student.bystrickaya.ru/22-minekonomrazvitiya-rossii-ministerstvo-promishlennosti-i-energetiki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-10-borisov-i-i-analiz-olimpiadnih-zadanij-po-fizike.html
  • crib.bystrickaya.ru/harakteristika-kontingenta-obuchayushihsya-shkola-grazhdanskogo-stanovleniya-lichnosti-v-polikulturnoj-srede-v-usloviyah.html
  • report.bystrickaya.ru/gotovit-li-shkola-detej-dlya-zhizni-v-realnom-mire-uchis-kak-sleduet-poluchaj-horoshie-znaniya-i-ti-najdesh-visokooplachivaemuyu-rabotu-s-horoshim-dohodom-gova-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.