Основные виды общей электрохимической коррозии металлов и сплавов - Явление коррозии
.RU

Основные виды общей электрохимической коррозии металлов и сплавов - Явление коррозии


^ Основные виды общей электрохимической
коррозии металлов и сплавов
Число видов электрохимической коррозии крайне велико. Однако наиболее распространенными и опасными (с точки зрения их влияния на работоспособность конструкций различного назначения) среди этих видов можно считать атмосферную коррозию, коррозию металлов и сплавов в грунте, коррозию в воде. К числу наиболее опасных видов местной коррозии металлов и сплавов следует отнести питтинговую коррозию, межкристаллитную коррозию и коррозию под напряжением или коррозионное растрескивание.

^ Атмосферная коррозия металлов и сплавов

Атмосферная коррозия считается самым распространенным видом коррозии металлов и сплавов. До 80 % металлических конструкций эксплуатируется в условиях атмосферы. Это сельскохозяйственные и горнодобывающие машины, конструкции электропередач, оборудование промышленных предприятий и транспорт, мосты, здания и сооружения. Основным фактором, определяющим механизм и скорость атмосферной коррозии, является степень увлажненности корродирующей поверхности материалов оборудования. По степени увлажненности поверхности металлов и сплавов коррозию принято разделять на:

– мокрую атмосферную коррозию – коррозию при наличии на поверхности металла видимой пленки влаги толщиной от 0,1 мкм до 0,1 мм. Этот тип коррозии наблюдается в атмосфере со 100 % влажностью и при наличии капельной конденсации влаги, в условиях дождя;

– влажную атмосферную коррозию, когда на поверхности металла образуется тончайшая, невидимая пленка влаги. Такая пленка, толщиной от 10 нм до 0,1 мкм, возникает в результате капиллярной, адсорбционной конденсации влаги при относительной влажности воздуха около 100 %;

– сухую атмосферную коррозию – коррозию при полном отсутствии влаги на поверхности металла.

В этом случае толщина пленки обычно не превышает 10 нм.

По механизму своего воздействия мокрая и влажная коррозия относятся к электрохимической коррозии, а сухая – к химической коррозии.

Мокрая атмосферная коррозия металлов по своему механизму приближается к электрохимической коррозии при полном погружении металла в электролит. Видимая пленка влаги на поверхности металла возникает при мокрой коррозии в результате непосредственного попадания электролита на поверхность металла (дождь, обливание водой и т.п.). Еще одной причиной возникновения видимых пленок может быть капельная конденсация влаги, которая происходит при относительной влажности воздуха около 100 %. Пленка влаги, при влажной атмосферной коррозии, также возникает при относительной влажности воздуха около 100 %. Причинами появления пленки могут являться несколько процессов. Это капиллярная конденсация влаги, связанная с зависимостью давления паров, насыщающих пространство, от формы поверхности и степени кривизны мениска жидкости, над которым устанавливается такое давление. Равновесное давление пара будет максимальным над выпуклым мениском, а минимальным – над вогнутым, причем зависимость равновесного давления в этом случае будет описываться уравнением Томсона:

p1 =p0 exp (2σVn / RTr),

где p1 и p0 – давление насыщенного пара над вогнутым и плоским мениском соответственно, σ – поверхностное натяжение жидкости, Vn – молярный объем жидкости, R – универсальная газовая постоянная, Т – абсолютная температура, r – радиус кривизны вогнутого мениска. С уменьшением радиуса кривизны вогнутого мениска уменьшается давление насыщенного водяного пара над этим мениском (табл. 5.1). Таким образом, наличие капилляров со смачиваемыми стенками приводит к конденсации водяного пара, не насыщенного по отношению к плоскому мениску жидкости.

Такими капиллярами на поверхности изделий, подвергающихся коррозии, могут быть микротрещины, щели между соединяемыми деталями, поры в оксидной пленке, риски, царапины, частицы пыли и грязи, осевшей на поверхность металла.

Следующим процессом, приводящим к формированию пленки, может быть адсорбционная конденсация влаги, обусловленная проявлением адсорбционных сил на поверхности металла и способная создавать слои влаги толщиной до нескольких десятков молекулярных слоев. Наибольший эффект образования пленок методом адсорбционной конденсации возникает при наличии в металле тонких капилляров.

Кроме того, возможен процесс химической конденсации в виде химического взаимодействия продуктов коррозии с водой, приводящего к образованию гидратированных соединений. Таким соединениям соответствует пониженное давление насыщенного водяного пара (табл. 5.2). Конденсацию влаги облегчает и наличие на поверхности металла пленки раствора соли, которая также способствует понижению давления насыщенного водяного пара (табл. 5.3).

Таблица 5.1

^ Зависимость давления насыщенного пара от радиуса
кривизны вогнутого мениска при 25°C

Радиус кривизны вогнутого мениска,
мм

Давление насы-щенного пара над вогнутым мениском,
мм рт. ст.*

Отношение давле-ний над вогнутым и плоским менисками

Относительная влажность, %



23,8

1,0

100

10–4

23,5

0,99

99

10–5

21,4

0,90

90

5∙10–6

19,3

0,81

81

2∙10–6

14,1

0,59

59

10–6

8,3

0,35

35

*1 ммрт. ст. = 133 Па.


Таблица 5.2

^ Давление водяного пара, находящегося в равновесии
с кристаллогидратами CuSO4 при 25°C

Среда

Давление водяного
пара, мм рт. ст.

Чистая Н2O

23,8

Насыщенный раствор CuSO4

23,1

CuSO4∙5Н2O + CuSO4∙3H2O

7,4

CuSO4∙3H2O + CuSO4∙Н2O

5,6

CuSO4∙Н2O + CuSO4

0,8


Таблица 5.3

^ Давление водяного пара над насыщенными растворами солей при 20°C

Насыщенный раствор соли

Давление водяного пара,
мм рт. ст.

Относительная влаж-ность, %

Насыщенный раствор соли

Давление водяного пара, мм рт. ст.

Относительная влаж-ность, %

ZnCl2

0,23

10

Na2S04

1,89

81

СаС12

0,82

35

КС1

2,00

86

Zn(NO3)2

0,98

42

ZnS04

2,12

91

NH4NO3

1,56

67

KNO3

2,17

93

NaCl

1,82

78

K2S04

2,31

99


Особенности атмосферной коррозии связаны с малой толщиной пленок электролита на поверхности корродирующего металла. В данном случае электролитом является как сама влага, так и увлажненный слой продуктов коррозии металла. Для атмосферной коррозии типична легкость проникновения кислорода к поверхности металла. Это приводит к тому, что даже под тонкой кислой пленкой влаги коррозия в основном протекает с кислородной деполяризацией. Одновременно с этим легкость доступа кислорода к поверхности металла облегчает наступление пассивного состояния металла т.е. при уменьшении толщины пленки электролита при атмосферной коррозии катодный процесс облегчается, а анодный – затрудняется. При сверхмалой толщине пленки влаги (адсорбционных пленках) возможно совместное торможение катодной деполяризационной реакции и анодной реакции из-за недостатка воды для их осуществления. Малая толщина слоев электролитов приводит к заметному увеличению омического сопротивления электролита при работе коррозионных мик-ропар.

Таким образом, атмосферная коррозия металлов и сплавов, в частности на основе железа, протекает со смешанным катодно-анодным омическим контролем. Такой контроль в зависимости от толщины, состава и электропроводности электролита и природы корродирующего металла может переходить преимущественно в катодный контроль – мокрая атмосферная коррозия, или преимущественно в анодный контроль – влажная коррозия легко пассивирующихся металлов при отсутствии депассиваторов, или преимущественно в омический контроль (рис. 5.1).




Рис. 5.1. Поляризационные коррозионные диаграммы для основных
практических случаев контроля атмосферной коррозии металлов:

а) смешанный катодно-анодный омический контроль;

б) преимущественно катодный контроль;

в) преимущественно анодный контроль;

г) преимущественно омический контроль


Скорость атмосферной коррозии связана с протеканием нескольких процессов. Одним из основных процессов, определяющих скорость коррозии, является увеличение влажности воздуха, способствующей ускоренному образованию на поверхности металла пленки электролита (рис. 5.2). Величина критической влажности воздуха, определяющей начало интенсивного развития коррозионных процессов, зависит от состояния поверхности металла и состава атмосферы (табл. 5.4). Крайне велико влияние примесей воздуха на увеличение скорости атмосферной коррозии.

Среди примесей можно выделить посторонние, т.е. не входящие в постоянный состав воздуха. Это такие газы, как SO2, SO3, H2S, NH3, Cl2, HC1. Эти газы, попадая в пленку влаги, увеличивают ее электропроводимость и гигроскопичность продуктов коррозии, действуют как депассиваторы, как катодные деполяризаторы. Твердые частицы, попадающие из воздуха на корродирующую поверхность, могут сами быть коррозионными, например NaCl, Na2SO4; могут увеличивать электропроводность, депассивирующую способность среды, выступать адсорбентами, облегчающими адсорбцию на поверхности металла различных газов и влаги.



Рис. 5.2. Влияние относительной влажности воздуха на
скорость атмосферной коррозии железа в воздухе,
содержащем 0,01% SO2, в течение 55 суток

Таблица 5.4

^ Критическое значение относительной влажности воздуха
при различном состоянии поверхности металлов

Металл

Состояние поверхности металла
(состав атмосферы)

Критическая влажность, %

Железо

Чистая (в чистом воздухе)

Около 100




Чистая (в воздухе с 0,01% 5О3)

70




Со следами слабой предварительной
коррозии в Н2O

65




Со следами коррозии с 3% NaCl

55

Медь

Со следами слабой коррозии в чистом воздухе

87




Предварительно обработанная газом SO2

80




Чистая (в воздухе с добавкой пара 12)

30-40

^ Подземная коррозия металлов и сплавов

Подземное расположение различных транспортных, производственных и коммуникационных объектов стало неотъемлемым показателем современной цивилизации. Это нефтепроводы, канализационные и кабельные сети, системы метро, сваи и другие строительные конструкции, которые эксплуатируются в подземных условиях, соприкасаясь с поверхностью земли (почвой) или нижележащими породами (грунтом). В этих условиях эксплуатации также наблюдается коррозионное разрушение металлов и сплавов, особенно интенсивное у тех подземных сооружений, которые находятся в зоне действия блуждающих токов. Приблизительный объем коррозионных повреждений и связанный с ним объем замен оборудования, поврежденного подземной коррозией, оценивается примерно в 2-3 % от общего объема металла подземных сооружений. Почва и грунт содержат различные химические реагенты, влагу и обладают ионной электропроводимостью, т.е. они являются коррозионноактивными электролитами по отношению к материалам подземных объектов и сооружений. Таким образом, можно прогнозировать электрохимическое коррозионное повреждение подземных объектов при их контакте с почвой и грунтом.

Почва и грунт представляют собой коллоидные капиллярно-пористые системы, поры которых заполнены воздухом и влагой, т.е. их можно рассматривать как микропористые электролиты с большой неоднородностью строения и свойств. Наиболее характерным катодным процессом в подземных условиях является кислородная деполяризация с преобладанием торможения транспортировки кислорода к металлу. В сильнокислых средах может происходить водородная деполяризация, в ряде случаев возможно также электрохимическое восстановление продуктов жизнедеятельности различных грунтовых микроорганизмов.

Подземную коррозию принято подразделять на грунтовую, обуслов-ленную электрохимическим взаимодействием подземных металлических сооружений с коррозионноактивным грунтом, и электрокоррозию, связанную с наличием подземных металлических сооружений в зоне действия блуждающих токов, что приводит к дополнительному усилению разрушения этих конструк-ций. Электрокоррозия как процесс ускоренного разрушения конструкций является во много раз более опасной, чем грунтовая коррозия.

Для грунтовой коррозии металлов характерен преимущественно язвенный характер разрушения. Скорость коррозии металлов в грунте зависит от состава грунта, его влагоемкости, воздухопроницаемости. Основным фактором, определяющим скорость коррозии, является наличие влаги, которая делает грунт электролитом и вызывает электрохимическую коррозию находящихся в нем металлических конструкций. Увеличения влажности грунта облегчает протекание анодного процесса, уменьшает электросопротивление грунта, но затрудняет протекание катодного процесса при значительном насыщении водой пор грунта, уменьшая скорость диффузии кислорода. Поэтому зависимость скорости коррозии металлов от влажности грунта имеет вид кривой с экстремумом (рис. 4.3). Следующим фактором, влияющим на скорость коррозии в грунте, является его воздухопроницаемость, которая зависит от влажности, особенностей состава и плотности грунта. Повышение воздухопроницаемости ускоряет коррозионное разрушение металлов, облегчая катодный процесс. В случае неравномерной воздухопроницаемости грунта различного состава на более воздухопроницаемых участках (песках) локализуется катодный процесс, на более плотных (глинистых) – анодный процесс. Еще одним фактором является удельное электросопротивление грунтов, которое может изменяться от нескольких единиц до сотен Ом • метр. Электросопротивление зависит от влажности фунта, его состава и структуры. Во многих случаях показатель электросопротивления грунта с достаточной достоверностью может дать информацию о коррозионной агрессивности грунта и часто используется для этих целей (табл. 4.5а).




Рис. 5.3. Влияние влажности на скорость коррозии стали:

1 – в песке; 2 – в глине


К факторам, определяющим скорость коррозии металлов в грунте, также относятся кислотность грунта, pH которого колеблется в пределах от 3 до 9, неоднородность грунта по структуре, плотности, составу, влажности, кислотности и т.п. (табл. 5.5б), наличие в грунте микроорганизмов, температура грунта. Сводные данные о влиянии различных факторов на скорость грунтовой коррозии приведены в табл. 5.6.

Таблица 5.5а

Характеристика коррозионной активности грунтов

Оценка агрессивности
грунта

Особо высокая

Высокая

Повышенная

Средняя

Низкая

Удельное электросопротивление грунта, Ом∙м

<5

5–10

10–20

10–100

> 100

Таблица 5.5б



Таблица 5.6

^ Влияние изменений условий на основные стадии и скорость коррозии металлов

Характер изменения условий грунтовой коррозии

^ Анодный процесс

Катодный процесс

Протекание тока

Общая скорость коррозии

Увеличение влажности грунта

Облегчается

Затрудняется

Облегчается

Проходит через максимум

Увеличение воздухопроницаемости грунта

Затрудняется

Облегчается

Затрудняется

Проходит через максимум

Увеличение засоленности грунта

Облегчается

Незначительно затрудняется

Облегчается

Увеличивается

Увеличение удельного электросопротивления грунта

Непосредственно не влияет

Непосредственно не влияет

Затрудняется

Мало изменяется

Увеличение температуры грунта

Облегчается

Облегчается

Облегчается

Увеличивается

Повышение кислотности грунта

Облегчается

Облегчается

Облегчается

Увеличивается

Повышение содержания H2S в грунте

Облегчается

Облегчается

Облегчается

Увеличивается

Жизнедеятельность бактерий, восстанавли-вающих SO2–4

Облегчается

Облегчается

Мало изменяется

Увеличивается

Жизнедеятельность бактерий, окисляющих H2S

Облегчается

Облегчается

Облегчается

Увеличивается


Электрокоррозия представляет собой электрохимическую коррозию, протекающую под действием внешнего источника постоянного тока, т.е. так называемых блуждающих токов, возникающих вблизи электрифицированных транспортных путей (железнодорожных, трамвайных, кабельных и т.п.) и сооружений (цехов, оснащенных электросварочным оборудованием, силовыми электрическими установками и т.п.). Источники блуждающих токов возникают при плохой изоляции рельсов от поверхности земли или силовых шин от пола, при наличии солевых электролитных мостов в электролизных цехах, образующихся при центральном подводе или отводе электролита.

Если в зоне действия блуждающих токов оказываются металлические трубопроводы, кабели, длинномерная металлическая арматура, то они играют роль параллельной цепи тока, т.к. обладают гораздо более высокой электропроводимостью, чем почва или грунт. Зона входа электрического тока становится катодной зоной, зона выхода – анодной зоной, а средняя часть конструкции – нейтральной зоной.

Разрушение металлических конструкций под действием электрокоррозии происходит со значительной скоростью. Так, общая сила блуждающих токов может находиться в пределах от 2,1–20 А до 200 А. При хорошей электропроводимости почвы и грунта и повреждениях в изоляции металлического объекта плотность тока в отдельных точках анодной зоны может достигать очень высоких значений.

Следует иметь в виду, что стальные конструкции под действием электрокоррозии обычно разрушаются только в анодных зонах, а такие металлы, как алюминий или свинец и их сплавы, разрушаются на катодных участках из-за подщелачивания среды при протекании коррозионного процесса с кислородной деполяризацией.

^ Морская коррозия металлов и сплавов

Коррозии в морской воде или морской атмосфере подвержены металлические части морских судов, различные портовые и нефтедобывающие устройства и сооружения, механизмы и трубопроводы, морская авиация, оборудование рыбоперерабатывающих цехов и предприятий и многие другие объекты, расположенные как в море, так и на его побережье.

Наиболее широко применяемыми материалами «морского» оборудования являются стали; в морской авиации и при изготовлении маломерных быстроходных судов кроме сталей достаточно широко применяются легкие сплавы (гребные валы и винты); ряд других судовых механизмов изготавливается из сплавов меди.

Морская вода представляет собой хорошо аэрированный нейтральный электролит. Такой электролит отличается высокой электропроводимостью, обусловленной наличием в воде растворов ряда солей (в первую очередь хлоридов и сульфатов натрия, магния, кальция и калия, содержание которых в морской воде может доходить до 3,5–4,5 %), высокой депассивирующей способностью благодаря большому содержанию растворенных в воде хлоридов. Количество кислорода, растворенного в морской воде, достигает 8 мг/л, ее pH находится в пределах 7,2–8,6, электропроводимость напрямую зависит от объема растворенных солей и в различных водоемах колеблется от 0,025 до 0,03 Ом-1 ∙ см-1.

Морская коррозия протекает по механизму электрохимической коррозии с кислородной деполяризацией. Особенностями морской коррозии металлов при этом являются как высокая агрессивность морской воды и морской атмосферы, так и наличие дополнительных механических факторов воздействия на материал – эрозии и кавитации. Не менее важна роль биологического фактора – обрастания подводной части металлических конструкций морскими организмами.

Для разрушения металлов в морской воде характерно как протекание процессов равномерной коррозии, так и наличие на корродирующей поверхности глубоких местных повреждений язвенного типа. При этом коррозионная активность различных водоемов колеблется в широких пределах. Так, средняя скорость равномерной коррозии сталей составляет от 0,08 до 0,20 мм/г, а максимальная глубина язвин может изменяться в пределах от 0,4 до 1,0 мм/г. Разрушение металлов и сплавов в морской атмосфере в основном протекает по механизму равномерной коррозии, язвенное повреждение металлов, как правило, отсутствует, а сама морская атмосфера оказывается значительно менее агрессивной, чем, например, индустриальная.

Одним из наиболее опасных видов морской коррозии является коррозия по ватерлинии, т.е. в зоне периодического смачивания металла морской водой; обычно эта зона возвышается над уровнем воды на 0,4–1,0 метра. Это связано с облегченным доступом кислорода к поверхности металла, ухудшением условий для возникновения и сохранения защитных пленок на металле при периодическом смачивании и энергичным коррозионным воздействием брызг морской воды. При быстром испарении брызг на поверхности металла образуются микрокристаллы солей, смоченные насыщенным раствором, которые еще более затрудняют появление и сохранение защитных пленок. Дополнительное отрицательное воздействие оказывает солнце, лучи которого нагревают металл, ускоряя коррозионный процесс в условиях усиленной аэрации.

Особое внимание в морских конструкциях следует уделять наличию в них щелей и зазоров. Эти дефекты оказывают крайне неблагоприятное влияние на сохранность металлических конструкций в морской воде, т.к. в них из-за плохой аэрации ускоряется анодный процесс растворения металла. Не менее важную роль играет механическое воздействие среды на корродирующую поверхность, вызывающее явления коррозионной усталости, коррозионной эрозии и коррозионной кавитации.

Электрокоррозия морских систем и сооружений является достаточно распространенным явлением и вызывается прохождением электрического тока через подводную часть устройств. Этот вид коррозии обычно связан с неправильными схемами питания потребителей электрического тока находящегося на плаву достраиваемого судна (например, при однопроводной схеме питания сварочных работ и других потребителей тока, высоком сопротивлении обратного провода и т.п.), наличием вблизи стоянки судов подводных конструкций, в которых возникли блуждающие токи, и т.п.

Весьма важную роль в регулировании коррозионной стойкости морских судов играет биологический фактор: обрастание днищ и бортов кораблей различными микроорганизмами растительного и животного происхождения – кораллами, диатомеями, мшанками и т.д. Появление некоторых из них, например болянусов, разрушает защитные покрытия, приводит к неравномерной аэрации корродирующей поверхности и возникновению щелевой коррозии. Некоторые микроорганизмы (например, диатомеи) в процессе фотосинтеза выделяют кислород, что ускоряет и облегчает процесс коррозии. Однако в ряде случаев наличие на поверхности металла биологических организмов может тормозить коррозионный процесс. Так, обрастание стали мидиями снижает скорость коррозии, что связано со значительным потреблением кислорода этими моллюсками и, как следствие, снижением его концентрации у поверхности корродирующего металла.

Кроме прямого ущерба, наносимого поверхности конструкции микроорганизмами, существует еще один фактор, требующий борьбы с этим явлением. Обрастание днищ судов, систем водоснабжения, водоводов биологическими объектами приводит к уменьшению скорости и увеличению потребляемой мощности судна, уменьшению пропускной способности водотока и т.п. Наиболее подвержены обрастанию морскими организмами алюминий и его сплавы, все виды сталей, сплавы на никелевой основе, олово, свинец и их сплавы. Наименее обрастающими материалами являются магний, цинк, медь и их сплавы.


p-p-zaharov-t-v-stepenko.html
p-pavlov-silantij-stepanovich-redakcionnaya-kollegiya-zavyalov-e-a.html
p-povishenie-urovnya-upravlencheskogo-truda-za-schyot-vnedreniya-kompyuterizirovannoj-sistemi-v-praktiku-vnutrishkolnogo-upravleniya-ou.html
p-r-a-v-d-a-o-zh-i-z-n-i-ser-artur-konan-dojl-pravdaozhizn-i-poslesmert-i-razmishleniya-o-religii-spiritizme-i-bessmertii.html
p-r-e-d-l-o-zh-e-n-i-e-dokla-d.html
p-r-i-h-o-d-goroda-almati.html
  • bukva.bystrickaya.ru/teoriya-kriminologii-chast-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-profilno-orientirovannie-elektivnie-kursi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razrabotka-reklamnoj-programmi-dlya-strahovoj-kompanii.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-karti-tehnologicheskogo-processa-svarki-polimernih-trub-vstik-nagretim-instrumentom.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkinpri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-ouvrage-rjalisj-dans-le-cadre-du-stranica-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhenshini-v-istorii-i-kulture-pskovskogo-kraya.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskij-kompleks-po-teme-reshenie-trigonometricheskih-uravnenij-i-neravenstv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vostochnaya-skazka-lvov-buharest-plovdiv-marmaris-ctambul-nesebr-lvov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ii-sovershenstvovanie-otdelnih-sfer-o-doklade-altajskogo-kraevogo-zakonodatelnogo-sobraniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stakan--tolkovanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchitel-nachalnih-klassov-pasinok-yuliya-yurevna.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strugackij-dalekaya-raduga-stranica-7.html
  • school.bystrickaya.ru/kislorod-ego-svojstva-i-primenenie-chast-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-analiz-raboti-sistemi-obrazovaniya-kolomenskogo-municipalnogo-rajona-moskovskoj-oblasti-v-2009-2010-uchebnom-god.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-proektirovaniyu-ekspluatacii-i-rekultivacii-poligonov-dlya-tverdih-bitovih-othodov-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-a-kozireva-1908-1983-pod-red-v-s-churakova-biblioteka-vremeni-vip-1-shahti-izd-vo-yurgues-2004-168-s-str-67-97.html
  • college.bystrickaya.ru/1-fakultet-razrabotki-ugolnih-mestorozhdenij-i-podzemnogo-stroitelstva-rpm.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-tehnicheskaya-mehanika.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-24-uchebnoe-posobie-12-12-00-tehnologiya-hudozhestvennoj-obrabotki-materialov-irkutsk-2006-otvetstvennij-redaktor.html
  • lecture.bystrickaya.ru/astahov-poobeshal-cherez-tri-goda-najti-semi-pochti-vsem-sirotam-v-rossii-mogut-legalizovat-mezhdunarodnoe-pohishenie-detej.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-shpargalka-chast-4.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nikulichev-yu-v-sodruzhestvo-nezavisimih-gosudarstv-ocherk-sovremennoj-istorii-stranica-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rossijskij-opit-mestnogo-samoupravleniya-istoricheskie-modeli-i-sovremennoe-sostoyanie-chast-17.html
  • crib.bystrickaya.ru/h04-sozdat-visokoeffektivnie-tehnologicheskie-processi-i-oborudovanie-s-ispolzovanie-novih-principov-pererabotki-selskohozyajstvennogo-sirya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-i-vipolneniyu-kontrolnih-zadanij-dlya-uchashihsya-zaochnikov-uchrezhdenij-obespechivayushih-poluchenie-srednego-specialnogo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-rekomendacii-dlya-provedeniya-prakticheskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-servisnoe.html
  • testyi.bystrickaya.ru/baldurs-gate-2-throne-of-bhaal-zakonchit-postrojku-vibrannogo-obekta.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhizn-cerkvi-karitas-novosti-39.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predvibornij-triller-monitoring-soobshenij-smi-ob-obshestvennoj-palate-rf-za-mart-2011-goda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mirovie-finansi-osobennosti-vzaimodejstviya-s-nacionalnimi-finansovimi-sistemami.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-20-fevralya-2006-g-n-99-o-federalnoj-celevoj-programme-stranica-4.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-asinhronnij-format-peredachi-dannih-voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-interfejsi-periferijnih-ustrojstv-voprosi.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompetentnostnij-podhod-kak-osnova-modernizacii-obrazovatelnih-standartov-visshego-obrazovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stalin-posle-vojni-stranica-16.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-nash-pochti-chto-detektiv.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-ob-obrazovanii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.