.RU

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУПП - Концепция развития социального служения русской православной церкви 9 основные характеристики...


^ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУПП
Объектом проведенного исследования была деятельность православных инициативных групп. Но что собой представляют сами группы, что за люди там работают, как давно, и что стало побудительным мотивом их деятельности? Эти вопросы задавались в ходе интервью, и полученные результаты оказались очень интересными.

Вначале об истоках деятельности этих групп. Как правило, всё начиналось с личной инициативы, которую в большинстве случаях проявлял священник прихода, вокруг которого собиралась инициативная группа. Такое начало деятельности отмечено в 42% интервью. Инициативу мог проявить Владыка или кто-либо из епархии, что и происходило примерно в 25% отмеченных случаев рождения группы или же инициаторами становились сами верующие (около 23%). В одном случае инициатором создания группы была настоятельница монастыря и в нескольких – уже существующая группа сама приходила в храм и оставалась под его окормлением и духовным руководством.

Последнее происходило тогда, когда группа инициаторов – врачей, сотрудников Всероссийского общества слепых (ВОС), казаков, творческих кружков и других – чувствовали необходимость в духовном наставничестве и в организационном союзе. Последнее немаловажно, учитывая общественный вес Православной Церкви и уважение властей, без которого сегодня сложно проявить социальную инициативу.

Однако в большинстве (две трети случаев основания групп) инициатива исходила от прихода, что есть самый важный показатель низовой, народной инициативы и одновременно – роль священника как духовного наставника в добрых и общественно значимых делах паствы. Это есть главный показатель нравственного здоровья православного сообщества, показатель силы и энергии к исправлению нравов и лечению общественных недугов, к созданию атмосферы сострадания и творения блага.


Следующий вопрос о численности групп. Разброс этого показателя колеблется от 5 до 1200 человек, но это скорее крайности. Группа более тысячи членов объединяет она инвалидов по зрению, которые, будучи членами общества по трудоустройству незрячих, так или иначе принимают участие в его работе. Но это частный случай, конечно, внутри группы есть инициаторы и активисты и ее реальный действующий состав, вероятно, меньше всех зарегистрированных участников.

Также зафиксирована православная группа численностью в 3500 человек, которые при ближайшем рассмотрении оказались казаками и, хотя действуют они в рамках православных инициатив, всё же являются продолжением сословной традиции в большей степени, нежели социально-благотворительной.

Иной крайностью можно считать группу в пять человек, образующих художественную студию по возрождению духовных традиций на основе православия и русской живописи. Группа ведет активную выставочную и пропагандистскую деятельность и, по всей видимости, является творчески самодостаточной, сосредоточившись на творческих проектах, а не на расширении своего численного состава.

Во всех прочих случаях численность групп колеблется от 10 до 200 человек, средняя численность групп составляет около 50-100 членов. При этом условно группы можно разделить по численности на «малые» – порядка 10-50, «средние» (50-100), и крупные, свыше ста, причем «средние» группы на сегодня наиболее распространенные.

Сложно ответить на вопрос, какой объем группы следует считать оптимальным. Конечно, обычно численность растет в ходе развития группы и, начинаясь с 3-5 человек, группа может достичь объема в 100 членов за несколько лет активной деятельности. Оставаясь при этом либо в неизменной структуре управления либо добавляя к этой структуре одно управленческое звено (руководители подгрупп). В группе численностью 50 и более человек, как правило, есть несколько (два-три) руководителя по направлениям.

Следует помнить, что группы существуют при приходах, в которых, видимо, есть определенный предел «вместимости» деятельности инициативных прихожан. На сегодняшний день, вероятно, объем в 100 человек наиболее оптимальный или даже близкий к максимальному. При дальнейшем развитии деятельности групп и возрастании их численности (что уже можно прогнозировать) организационная форма неизбежно будет усложняться, что потребует и новых форм обустройства.


Говоря о развитии надо понимать, что деятельность большинства групп началась не вчера. Здесь тоже есть своя градация и свои исключения из правил. К числу последних можно отнести ту же группу инвалидов по зрению, которые оформились в региональное «Общество слепых» в далеком 1938-м году, а контакты с Православной Церковью начались в 90-х, когда заботы государства о слепых свелись к минимуму или даже перешагнули эту грань.

В остальном группы опять же можно разделить на «старые», чья деятельность началась в конце 90-х (10-15 лет работы), «средние» по возрасту (5-9 лет) и молодые (от года до четырёх лет). При этом «старых» групп в общем их объеме примерно 22%, «средних» - 36% и «молодых» - 42%. Напоминаем, что случайная выборка нашего исследования составила немногим менее 70-ти православных групп, что, по нашим оценкам, составляет около 1% всех инициативных православных групп в стране.


^ Численность групп в стране (гипотеза)

Иными словами, мы считаем, что в стране сегодня действуют около 6 000 православных социально инициативных групп, а это значит, что такие группы существуют при каждом третьем приходе. Конечно, это только гипотеза, но в тех субъектах федерации, где проходил опрос, группы обнаруживались не в каждом третьем храме, а значительно чаще. Таким образом, разброс оценок численности таких групп в стране может колебаться от взвешенной оценки в 6 000 групп, до оптимистической оценки примерно в 12-15 тысяч групп. Диапазон обуславливается местоположением прихода (крупный город, малый город, село), географией, плотностью населения, национальным составом и прочими факторами, которые пока нет возможности учесть.

Что касается возраста групп, то процентные показатели могут отклоняться от реальных значений (при не систематической выборке), но нам кажется, что в приведенных данных есть определенная логика, которую можно описать следующими рабочими гипотезами.


^ Гипотезы динамики численности инициативных православных групп

«Старые» группы, возникшие в 1996-2000 гг. занимают в общем объеме немногим более 20% в силу того, что, во-первых, те годы были наиболее трудными для проявления гражданских инициатив (дефолт, экономическая слабость, трудные условия жизни). Во-вторых, Церковь была еще недостаточно крепка для широкой поддержки и организации социальной работы под её началом. Наконец, в-третьих, объем воцерковленных верующих, которые являются базой создания инициативных групп, был существенно ниже, что отразилось на численности самих групп.

Резкое увеличение – до 36% – возникновения «средних» групп пришлось на 2001-2006 года, которые отмечены наибольшим экономическим благополучием, значительным укреплением позиций Церкви, увеличением количества приходов и воцерковленных верующих, что логично вылилось в существенный прирост православных групп, действующих в области социальных инициатив.

Объем «молодых» групп в 42% означает продолжение роста православных групп, увеличение интенсивности этого процесса, что может быть обусловлено следующими причинами. С одной стороны, видимые примеры могли послужить образцом к началу такого служения – а примеров к тому времени было уже достаточно. С другой стороны, вероятно, что социальное православное движение начинает подходить к тому рубежу, когда экстенсивное развитие может начать совмещаться с интенсивным, то есть развитие начинает идти не только вширь, но и вглубь социальной жизни.


Хотя предложенные гипотезы и нуждаются в проверке, очевидно, что численность групп будет возрастать, численный объем, вероятно, тоже, организационная структура усложняться, то есть православное социальное движение будет и впредь идти традиционным путем развития институтов гражданского общества. В пользу этого соображения говорит социальный состав групп, крайне разнообразный и представительный.

В целом можно выделить несколько направлений, среди которых больший приоритет имеет представительство молодежи, а также детей и подростков. Как правило, эти группы формируются либо на базе воскресной школы, расширяя при этом ее образовательные и воспитательные задачи либо на базе общих интересов, творческих или социальных. Второй по значимости идет семейная направленность работы групп, связанная либо с многодетными семьями, либо с медициной (помощь больным детям).

Широкое представительство имеют группы пенсионеров, хотя это связано более с социальным составом самих приходов, чем с деятельностью группы, либо с работой групп, направленных на помощь малоимущим. В отдельную категорию можно выделить группы инвалидов в случае, если речь идет о взаимопомощи и организации социальной среды. Также группы могут формироваться по профессиональному признаку (врачи, медсестры), сословно-историческому (те же казаки) или иметь смешанный социальный состав.

Также надо отметить, что внутри групп могут быть выделены подгруппы, формируемые по характеру деятельности. К примеру, если группа занята строительными работами (восстановление зданий, церквей), то в ее составе могут быть строители или люди иных профессий. То же касается и гендерного признака, к примеру, в группе казачества мужчины составляют 90% от всего состава группы. Иными словами, социальный состав групп разнообразен и зависит от задач и рода деятельности группы, так же очень разностороннего.

Если говорить кратко, в число этих задач входят воспитательные и образовательные, просветительские, творческие, задачи социальной помощи, медицинской поддержки, социально-реабилитационные, благотворительные и т.д. Часто сами группы формулируют общую цель своей деятельности как «сохранение и развитие традиционных национальных культурных и духовных ценностей».


^ Выдержки из интервью

Расскажите о своём обществе, как оно образовалось, его численность, состав.

«Общественное объединение православных многодетных семей объединяет более ^ 100 православных многодетных семей. Возраст родителей - в основном, люди средних лет, но есть и молодые семьи, до 30 лет. Профессии самые разнообразные, автослесарь и уборщица, военный пенсионер и библиотекарь, системный программист и учитель, бухгалтер и воспитатель детского сада, филолог и музыкант, священнослужитель и врач и многое другое., есть и кандидаты наук, как среди пап так и среди мам. Но большинство мам все-таки домохозяйки в настоящий момент времени. В группе в основном работают мамы, но папы активно поддерживают мам. Работой руководит группа активных мам.

Наше общественное объединение начало оформляться из одиночных мероприятий. Произошло это в феврале 2007 года. То сами съездили на зарницу, то в семейное паломничество, то помогли разобраться на складе, то собрались обсудить насущные проблемы. Мотив создания объединения: всесторонняя помощь друг другу: материальная, педагогическая или психологическая, молитвенная. Инициатором создания были многодетные семьи общины храма Преображения Господня в Тушино. Работаем четвертый год».

++++++++++++++

«Идея создать объединение православной молодёжи в регионе появилась достаточно давно. В 2008 г. мы посетили Всероссийский православный лагерь «Федоровский городок», который был организован, в том числе организацией «Православная молодёжь». У этой организации в регионах есть свои отделения, а в городе на тот момент отделения не было. В 2008 г. заинтересованные лица собрались и приняли решение о создании этой организации в нашем городе, впоследствии именно эти люди стали учредителями и зарегистрировали организацию. В июне 2009 г. мы получили статус юридического лица. Инициатором стал руководитель молодёжного отдела епархии, а также группа активистов.

Проблем с помещениями для собраний не бывает. Собираемся в епархии, на дому, в политехническом архитектурном клубе, в православных молодёжных клубах при приходах.

Первый год организация проводила примерно одно мероприятие в месяц. Однако с июня 2009 г. после того, как получили статус юридического лица, темпы работы резко увеличились до 2-3 небольших мероприятий в неделю и 1-2 крупных мероприятия».

++++++++++++++

«Областная общественная организация по борьбе с наркоманией и алкоголизмом зарегистрирована в 2009 г. Организация основана на добровольном объединении граждан, заинтересованных в организации помощи и содействия лицам, пострадавшим от алкогольной и наркотической зависимости. В настоящее время в области создается реабилитационный центр для химически зависимых людей, который войдет в сеть центров «Осознание», расположенных в двух областях и станет шестым по счету. На базе прихода храма действует консультационный пункт, где ведется работа с химическими зависимыми людьми и их семьями: организован молебен перед иконой «Неупиваемая чаша», проводятся консультации с зависимыми людьми перед отправкой их в реабилитационный центр, психолог читает лекции для членов семей.

На сегодняшний день в состав руководства организации входят 5 человек, которые управляют деятельностью реабилитационных центров, включая Нижегородский центр. В каждом центре имеется старший, прошедший реабилитацию – всего 10 человек. В настоящее время реабилитацию в центрах проходят около 50 человек (4 центра – мужских, 1 – женский). В области в настоящее время решается вопрос с местом расположения и приобретения дома под центр. Принцип создания центра – деревенский дом рядом с храмом или при монастыре. В этих центрах люди, страдающие разными видами зависимости, проходят духовно-нравственную реабилитацию, которая заключается в неуклонном соблюдении распорядка дня, каждодневных физических работах – воспитанники центров помогают восстанавливать храмы, около которых живут, и приобщении к церковным традициям.

В настоящее время в центрах находятся 47 мужчин, 5 женщин. Профессии различные: студенты, рабочие, сотрудники правоохранительных органов, представители малого бизнеса и пр. Возраст от 18 до 50 лет, срок реабилитации до 6 месяцев, реабилитация осуществляется на добровольные пожертвования. После реабилитации предлагается содействие в трудоустройстве и дальнейшей социализации воспитанников. В региональном центре пока воспитанников нет, идет подготовительная работа».

++++++++++++++

«Православный центр глухих действует при храме, который был заново открыт после восстановления 4 ноября 2006 г. как миссионерский центр епархии. Община объединяет около 100 человек. Из них: женщины – 70%, мужчины – 20%, дети и подростки – 10%. Профессии – рабочие, мастера, художники, ремесленники. Возраст от 18 до 80 лет. 50% – люди старше 40 лет.

Актив общины составляет 20 человек. Члены общины собираются в основном по воскресеньям, участвуют в богослужении в храме, где для них организован сурдоперевод службы, затем проводятся беседы с батюшкой об основах православной веры и всё завершается неформальным общением. Община является созидательным ядром прихода. Многие из членов общины имеют развитые способности к художественной и прикладной деятельности и занимаются иконописью, оформлением приходских помещений, ремонтными работами, благоустройством территории храма. Подобная община является первой и единственной в своем роде в городе. Есть другие объединения глухих при церквях других конфессий, а также светские объединения. Но православная община только одна. В других городах есть инициативные группы, которые хотели бы создать православные общины глухих при православных храмах».

++++++++++++++

«Нижегородская областная общественная организация «Инновационный центр: в XXI век с 21 хромосомой «СИЯНИЕ» зарегистрирована в 2008 г. и объединяет 20 семей с детьми с синдромом Дауна.

90% – полные семьи. Основные представители – матери (80%), также в деятельности участвуют и отцы детей (20%), включая Президента организации.

Организация является единственной в городе, кто занимается указанной проблематикой.

«Инновационный центр развития детей с синдромом Дауна», используя инновационные методики раннего развития и духовного пробуждения, помогает детям с синдромом Дауна научиться жить в социуме и приносить пользу обществу.

Программа Центра реализуется по благословению епархии при Храме в честь преподобного Сергия Радонежского. Дети и родители активно участвуют в благодатной жизни Церкви. Родителей и детей с первого дня существования организации духовно окормляет и наставляет иерей И.

++++++++++++++

«Группа состоит из людей разного возраста и социального состава. Руководители направлений – 3 человека (высшее образование - 3 человека, мужчины – 1 человек, женщины – 2 человека). Направления – информационно-просветительское, миссионерское, культурно-творческое, социальное. Численность группы около 30 человек: половина женщины, половина мужчины. Возраст – от 18 до 25 лет – 25%, от 25-45 лет  – 50%, 45 лет и старше – 50%. Среди молодёжи девушки – юноши – по 50%. Среди старшего поколения 100% женщины, среднее поколение: мужчины – женщины 40%-60%. По профессии – частные предприниматели, государственные служащие, студенты. Состав группы: прихожане Храма, выпускники Епархиальной воскресной школы, студенты университета (теологии и религиоведения). Четкого разделения на группы по направлениям деятельности нет. Все участвую в мероприятиях разных направлений относительно своих возможностей.

Структура общественного и молодежного движения при храме Успения Пресвятой Богородицы.

Общественное и молодежное добровольческое движение в честь иконы Божьей Матери «Объятия Отча» (г. Владивосток)

Социальное направление:

Просветительское направление:

Творческое и информационное направление:

Группа возникла из работы воскресной школы, почти 8 лет назад. Побуждающим моментом было желание взрослых и подрастающих детей – учащихся Воскресной школы заниматься совместной социально-миссионерской деятельностью. Как движение оформилось в мае 2009 года».

++++++++++++++

Примечание: Поскольку все интервью носили конфиденциальный характер, в выдержках не могут быть упомянуты конкретные имена респондентов или участников групп.


osvonvie-zadachi-kursa-poyasnitelnaya-zapiska-po-informatike-status-dokumenta.html
osyazanie-psihofizicheskaya-problema-10.html
ot-04-aprelya-2007-goda-zaslushav-i-obsudiv-voprosi-povestki-dnya-konferenciya-otmechaet.html
ot-13-dekabrya-1994-g-direktiva-soveta-ot-28-yanvarya-1991-g-po-usloviyam-zdorovya-zhivotnih-reguliruyushih-torgovlyu.html
ot-2-oktyabrya-1992goda-problemi-i-perspektivi.html
ot-23-04-99-104-polozhenie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shpargalka-po-pravu-evrosoyuza-chast-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/morrell-liga-noch-i-tuman.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-soderzhit-informaciyu-po-osnovnim-napravleniyam-raboti-uchrezhdeniya-v-2009-2010-uchebnom-godu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prokurorskij-nadzor-za-soblyudeniem-prav-obvinyaemogo-na-zashitu-v-sude.html
  • essay.bystrickaya.ru/c-copyright-vadim-chernobrov-razresheno-tolko-razmeshenie-v-elektronnih-setyah-bez-prava-izvlecheniya-kommercheskoj-vigodi-publikaciya-dannoj-knigi-celikom-ili-po.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-regionalnogo-turizma-kak-obekta-upravleniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vciom-obshestvenno-politicheskie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-11-fevralya-2010-god.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soprovozhdenie-i-razvitie-uzlov-ip-seti-v-territorialnih-organah-i-podvedomstvennih-organizaciyah-rosreestra-po-20-regionam-stranica-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dvigatelnij-rezhim-uchashihsya-2-4-klassa-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhizn-na-skoruyu-ruku-chto-takoe-nasha-rabota-eto-zakonnij-povod-kazhdij-den-ujti-iz-doma-chtobi-otdohnut-ot-semi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezident-uzbekistana-vstretilsya-s-ministrom-inostrannih-del-rossii.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-v-martinov-filosofiya-zhizni.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-gendernih-razlichij-v-proyavlenii-agressivnosti-u-podrostkov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ribnie-resursi-ih-ispolzovanie-i-ohrana-chast-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/formirovanie-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov-v-processe-obucheniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/andrej-bogatirev-hrestomatiya-po-programmirovaniyu-na-si-v-unix-copyright-andrej-bogatirev-1992-95-stranica-11.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazi-prezidenta-rf-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-administrativnoe-pravo-dlya-studentov-2-i-3-kursa.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-specialnosti-036401-65-tamozhennoe-delo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-v-missis-miller-i-mister-najtingejl-naveshayut-dzhonsa-v-tyurme-kniga-bila-najdena-v-arhivah-otkritogo-dostupa.html
  • school.bystrickaya.ru/kriminalisticheskaya-harakteristika-i-pervonachalnij-etap-rassledovaniya-grabezhej-i-razbojnih-napadenij-chast-13.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-golovkina-nikiti-nechaevoj-anastasii-uchashihsya-11-klassa-po-teme-vojna-i-mir-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-korrekcionno-razvivayushih-zanyatij-razvitie-psihomotoriki-i-sensornih-processov-vo-2-klasse-specialnogo-korrekcionnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-viii-vida-metodicheskaya-razrabotka.html
  • writing.bystrickaya.ru/geohimicheskie-osobennosti-ceolitsoderzhashih-porod-kajnozojskih-vulkanicheskih-kompleksov-primorya.html
  • institut.bystrickaya.ru/sushnost-i-specifika-rinka-strahovih-uslug-rekomendacii-po-razrabotke-konkurentnoj-politiki-38-2-raschet-ekonomicheskoj.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-35-mezhdunarodnoe-dvizhenie-kapitala-uchebnik-pod-redakciej-doktora.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metod-elektronejrostimulyacii-medicini.html
  • spur.bystrickaya.ru/konsolidiran-otchet-za-finansovoto-sstoyanie-1-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskogo-media-plana-analiticheskij-doklad.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnika-igrovogo-dejstviya-plan-masterstvo-uchitelya-kak-professionalnoe-upravlenie-ped-deyatelnostyu-specifika-ped-deyatelnosti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/visokomolekulyarnie-soedineniya.html
  • books.bystrickaya.ru/buddizm-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-f-blohin-vestnik-chelyabinskogo-gosudarstvennogo-universiteta-2009.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-anglijskomu-yaziku-vo-2-klasse-tema-uroka-proshanie-s-igrushkami.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-zamestitelya-nachalnika-upravleniya-fskn-rossii-po-rostovskoj-oblasti-mihejkina-n-d.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomiko-statitsticheskij-analiz-chislennosti-i-sostava-naseleniya-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.