.RU

Основная образовательная программа по направлению 030300 «Психология» Магистерская программа «Психология спо




Федеральное агентство по образованию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

Кафедра Общей психологии



Рассмотрено и рекомендовано



УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры




Декан факультета психологии

общей психологии




доцент Л.А. Цветкова

протокол № __________________




___________________________

дата _________________________




(дата, подпись)

зав. кафедрой общей психологии







_____________________________







(подпись, Ф.И.О.)


















Основная образовательная программа по направлению 030300 «Психология»

Магистерская программа «Психология спорта и активного отдыха»
^ Программа учебной дисциплины

«Методы психологической коррекции в спортивно-оздоровительной практике»


Разработчик:

доцент, к.пс.н. _________________________ Ильина Наталья Леонидовна

старший преподаватель _________________ Исакова Ольга Петровна


Рецензент:

доцент, к.пс.н. __________________ Августова Людмила Ивановна


Санкт-Петербург

2007 г.


Программа дисциплины «Методы психологической коррекции в спортивно-оздоровительной практике» вузовского компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 030300 «Психология»- Магистратура.


^ I. Организационно-методический раздел.

Курс «Методы психологической коррекции в спортивно-оздоровительной практике» читается студентам-магистрантам программы «Психология спорта и активного отдыха» в 10 семестре.


^ Цель курса.

Дать знания по использованию методов социально-психологической коррекции в спортивно-оздоровительной практике.

Задачи курса.

  1. Основная задача курса состоит в том, чтобы дать студентам-магистрантам общее представление о социально-психологических и психологических особенностях спортивной деятельности и физической активности в целом.

  2. Ознакомить студентов-магистрантов с влиянием занятий физической культурой, спортом и активным отдыхом на психические процессы, состояния и свойства личности, а так же методами применения средств физической культуры для коррекции психических функций в детском, юношеском, зрелом и пожилом возрасте.

  3. Научить самостоятельно ставить и решать как диагностические, так и коррекционные задачи социально-психологического обеспечения любых организаций или команд в области спорта или активного отдыха, использовать средства физкультуры и спортивно-оздоровительной деятельности для профилактики и коррекции психических функций.

^ 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Данный курс рассчитан на подготовку специалистов к использованию в практической деятельности средств физической культуры и спорта как инструмента для коррекции процессов, состояний и свойств личности наряду с другими психологическими методами.

^ Требования к уровню освоения содержания курса.

  1. Основными понятиями, относящимися к процессу социально-психологической коррекции в спортивно-оздоровительной практике.

  2. Освоить методы диагностики, профилактики и социально-психологической коррекции в спорте, физической культуре и активном отдыхе.

  3. Освоить особенности психологической коррекции для лиц разного возраста в спортивно-оздоровительной практике.

  4. Овладеть навыками применения на практике методов эутимной терапии и ведения тренинга наслаждения.


^ II. Содержание курса.

Разделы курса.

  1. Введение.

  2. Социально-психологические методы коррекции в психотерапевтической практике. Исторический экскурс.

  3. Эутимная терапия.

  4. Социально-психологические аспекты наслаждения.

  5. Тренинг наслаждения как метод социально-психологической коррекции в спортивно-оздоровительной практике.

  6. Методы психологической коррекции психических познавательных процессов, психических эмоциональных процессов и их саморегуляции в спортивно-оздоровительной практике.

  7. Методы психологической коррекции личностных качеств в спортивно-оздоровительной практике.

  8. Особенности применения методов психологической коррекции в спортивно-оздоровительной практике для лиц разных категорий (возраст, пол, состояние здоровья и др.).

Темы и краткое содержание.

  1. Введение.

  2. Социально-психологические методы коррекции в психотерапевтической практике. Исторический экскурс.

  1. Социально-психологические методы коррекции в психотерапевтической практике. Исторический экскурс.

  2. Направления и школы, в рамках которых осуществляется социально-психологическая коррекция. Их особенности и специфика. Плюсы и минусы применения каждой из них в спортивно-оздоровительной практике.

  1. Эутимная терапия.

  1. Эутимная терапия как частный случай поведенческой терапии и диапазон ее применимости в спорте, физической культуре и активном отдыхе.

  1. Социально-психологические аспекты наслаждения.

  1. Направления социально-психологической коррекции, основанные на принципе наслаждения.

  2. Психологические функции наслаждения. Целительная функция наслаждения. Наслаждение как защита от неприятностей. Наслаждение как катализатор личностных достижений. Наслаждение как способ улучшения межличностных отношений.

  3. Психологические барьеры, препятствующие получению наслаждения – мифы и заблуждения.

  4. Перфекционизм и потребительство в области спорта и физической культуры как предмет социально-психологической коррекции.

  1. Тренинг наслаждения как метод социально-психологической коррекции в спортивно-оздоровительной практике.

  1. Тренинг наслаждения как метод социально-психологической коррекции в спортивно-оздоровительной практике. Цель, принципы и методы.

  1. Методы психологической коррекции психических познавательных процессов, психических эмоциональных процессов и их саморегуляции в спортивно-оздоровительной практике.

  1. Особенности спортивно-оздоровительной деятельности. Ее разновидности, направленность, значение для человека и общества. Понятие о физическом и психическом здоровье человека.

  2. Причины (мотивы) занятий спортивно-оздоровительной деятельностью лиц разных возрастных групп. Потребность в двигательной активности, способы ее удовлетворения. Роль физической культуры и спорта в формировании гармонично развитой личности. Место физической культуры и спорта в общественном сознании.

  3. Влияние физической нагрузки разной направленности (силовая, скоростная, на выносливость, координационная, на гибкость) и интенсивности, в спортивно-оздоровительной практике, на психические эмоциональные процессы, состояния и свойства. Типичные эмоциональные состояния возникающие при занятиях физической культурой, спортом и активным отдыхом.

  4. Влияние физической нагрузки разной направленности (силовая, скоростная, на выносливость, координационная, на гибкость) и интенсивности на формирование и развитие волевых качеств у лиц, осуществляющих спортивно-оздоровительную деятельность.

  5. Влияние физической нагрузки разной направленности (силовая, скоростная, на выносливость, координационная, на гибкость) и интенсивности на формирование и развитие психических познавательных процессов (специфические ощущения, особенности восприятия, памяти, мышления, воображения) при спортивно-оздоровительной деятельности.

  1. ^ Методы психологической коррекции личностных качеств в спортивно-оздоровительной практике.

  1. Влияние необходимости совместных действий на фоне физического утомления в спортивно оздоровительной практике (подвижные игры, спортивные игры, командные упражнения, парные действия и др.) на процесс социализации, формирование навыков общения и взаимодействия в достижении командного результата.

  2. Использование подвижных и спортивных игр в решении проблем социализации, трудностей в общении, отклонении в соблюдении социальных норм в обществе, агрессивного поведения и др.

  3. Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование самооценки, представления о себе, уверенности в себе и т.д.

  4. Использование физической нагрузки разной направленности в спортивно-оздоровительной практике для коррекции психических функций.

  1. Особенности применения методов психологической коррекции в спортивно-оздоровительной практике для лиц разных категорий (возраст, пол, состояние здоровья и др.).

  1. Использование средств спортивно-оздоровительной практики для коррекции самооценки личности, помощи в период возрастных и профессиональных кризисов, преодолении психологических барьеров, рекреация и реабилитация после различных заболеваний и травм и др. Особенности использования этих средств для лиц разных категорий (типологические особенности, возраст, пол, состояние здоровья и др.).


^ Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, семинаров.

  1. Понятие физической культуры, спорта, активного отдыха, здорового образа жизни.

  2. Психофизиологическая связь двигательной активности с психическими процессами и состояниями человека.

  3. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

  4. Влияние занятий физической культурой и спортом на волевые качества человека.

  5. Влияние на психические процессы и состояния человека упражнений на выносливость, гибкость, ловкость, силу, скорость, координацию.

  6. Влияние двигательной активности на эмоциональное состояние человека.

  7. Особенности общения в спортивных группах, командах и соревновательных ситуациях.

  8. Влияние двигательной активности на самооценку человека.

  9. Влияние занятий физической культурой на физическое и психологическое состояние детей, лиц зрелого возраста, инвалидов и др.

  10. Методы коррекции, физические упражнения разной направленности и интенсивности как средство коррекции психических функций.

Предлагаемые варианты обстоятельств для реализации программы тренинга:

  1. Команда спортивной школы олимпийского резерва.

  2. Профессиональный футбольный клуб.

  3. Любительский теннисный клуб.

  4. Олимпийская сборная по легкой атлетике.

  5. Участники оздоровительной программы послеоперационной реабилитации.

  6. Группа, занимающихся по программе снижения веса в фитнесс-клубе.


Примерная тематика рефератов, курсовых работ.

  1. Социальная адаптация детей с проблемами в общении через занятия физической культурой и спортом.

  2. Развитие психической саморегуляции через регуляцию двигательных действий.

  3. Роль физической культуры, спорта, активного отдыха в формировании гармонично развитой личности.

  4. Влияние занятий спортом на формирование личности (направленности личности).

  5. Роль спортивно оздоровительной практики в профилактике и коррекции физического и психологического старения.


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу.

  1. Спортивно-оздоровительная деятельность, ее роль в современном обществе.

  2. Психология здорового образа жизни.

  1. Особенности формирования мотивации к спортивно-оздоровительной деятельности.

  2. Типичные психические состояния, возникающие при занятиях физической культурой и спортом.

  3. Типичные психические состояния, которые возникают при нагрузке разной направленности и интенсивности.

  4. Методы коррекции психических состояний средствами физической культуры и спорта.

  5. Коррекция психических познавательных процессов (ощущения, восприятие, память, мышление, внимание) в спортивно-оздоровительной деятельности.

  6. Формирование и коррекция волевых качеств при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью.

  7. Формирование и коррекция отдельных волевых качеств средствами физической культуры.

  8. Формирование и коррекция приемов саморегуляции через спортивно-оздоровительную деятельность.

  9. Формирование и коррекция навыков общения в спортивно-оздоровительной практике.

  10. Формирование и коррекция навыков совместных действий через подвижные и спортивные игры.

  11. Особенности процесса социализации в спортивно-оздоровительной практике.

  12. Коррекция самооценки личности в спортивно-оздоровительной практике.

  13. Профилактика и коррекция возрастных кризисов средствами физической культуры.

  14. Особенности методов коррекции в спортивно-оздоровительной практике для мужчин и женщин.

  15. Профилактика и коррекция физических и психических состояний у лиц зрелого возраста средствами спортивно-оздоровительной деятельности.

  16. Коррекция физического и психологического состояний инвалидов через спортивно-оздоровительную практику.


^ III. Распределение часов курса по темам и видам работ.


№ п/п


Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

В том числе
Лекции Практичес-кие занятия



Социально-психологические методы коррекции в психотерапевтической практике. Исторический экскурс.

2

2

0



Направления и школы, в рамках которых осуществляется социально-психологическая коррекция. Их особенности и специфика. Плюсы и минусы применения каждой из них в спортивно-оздоровительной практике.

2

2

0



Эутимная терапия как частный случай поведенческой терапии и диапазон ее применимости в спорте, физической культуре и активном отдыхе.

4

4

0



Направления социально-психологической коррекции, основанные на принципе наслаждения.

2

2

0



Психологические функции наслаждения. Целительная функция наслаждения. Наслаждение как защита от неприятностей. Наслаждение как катализатор личностных достижений. Наслаждение как способ улучшения межличностных отношений.

2

2

0



Психологические барьеры, препятствующие получению наслаждения – мифы и заблуждения.

6

4

2



Перфекционизм и потребительство в области спорта и физической культуры как предмет социально-психологической коррекции.

2

2

0



Тренинг наслаждения как метод социально-психологической коррекции в спортивно-оздоровительной практике. Цель, принципы и методы.

12

2

10



Особенности спортивно-оздоровительной деятельности. Понятие о физическом и психическом здоровье человека.

2

2

0



Мотивы занятий спортивно-оздоровительной деятельностью Место физической культуры и спорта в общественном сознании.

2

2

0



Влияние физической нагрузки разной направленности на психические эмоциональные процессы, состояния и свойства.

4

4

0



Влияние физической нагрузки разной направленности на развитие волевых качеств у лиц, осуществляющих спортивно-оздоровительную деятельность.

2

1

1



Влияние физической нагрузки разной направленности на формирование и развитие психических познавательных процессов при спортивно-оздоровительной деятельности.

4

2

2



Влияние подвижных игр, спортивных игр, командных упражнений, на процесс социализации, формирование навыков общения и взаимодействия в достижении командного результата.

2

2

2



Использование подвижных и спортивных игр в решении проблем социализации, трудностей в общении, отклонении в соблюдении социальных норм в обществе, агрессивного поведения и др

2

2

1



Использование физической нагрузки разной направленности в спортивно-оздоровительной практике для коррекции психических функций.

4

2

1



Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование самооценки, представления о себе, уверенности в себе и т.д.

4

2

1



Использование средств спортивно-оздоровительной практики для коррекции самооценки личности, помощи в период возрастных и профессиональных кризисов, преодолении психологических барьеров, рекреация и реабилитация после различных заболеваний и травм и др. Особенности использования этих средств для лиц разных категорий (типологические особенности, возраст, пол, состояние здоровья и др.)

6

3

2



ИТОГО
64

32

32



^ IV. Форма итогового и промежуточного контроля.

Зачет.

Зачет по всему курсу ставится на основании обсуждения представленной программы тренинга в одной из предложенных ситуаций, разрабатывая которую, студент-магистрант должен продемонстрировать самостоятельность в анализе ситуативного контекста, проблемной ситуации, и умение решать поставленные перед ним задачи средствами социально-психологической коррекции.


^ V. Учебно-методическое обеспечение курса.

Рекомендуемая литература (основная).

  1. Арнхейм. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.

  2. Арсеньева Л. «Умирающим от любви»// Русская Германия, №36, 2001.

  3. Бандура А. Теория социального научения. СПб, Евразия, 2000.

  4. Большаков В.Ю. Психотренинг, социодинамика, игры. СПб, Социально-психологический центр, 1996.

  5. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М. Прогресс: 1993.

  6. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 2000.

  7. Волков И.П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности. – СПб., 2000. – 140 С.

  8. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Издательство «Питер», 1999.

  9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. –СПб., 2001.

  10. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987.

  11. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - Т.1. - М., 1980; Т.2. - М., 1983.

  12. Мак Маллин. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001.

  13. Матютина Т.М., Ермолаева О.Ю. Введение в психофизиологию. – 3-е изд. – М., 2002. – 399 С.

  14. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 С.

  15. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. М.: Академия, 2002.

  16. Ромек В.Г., Ромек Е.А. Тренинг наслаждения. СПб, Речь, 2003.

  17. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии, СПб, Речь, 2002.

Рекомендуемая литература (дополнительная).

  1. Kanfer F.H. Self-Regulation: Research, Issues and Speculation. In: Neuringer C., Michael J.L. (Eds.) Behavior modification in Clinical Psychology. N.Y. Appleton, 1970.

  2. Rotter J.B. Social learning and Clininal Psychology. New York., Englewood Cliffs, 1954.

  3. Бек. А. Техники когнитивной психотерапии // Фенько А.Б., Игнатьева Н.С., Локтаева М.Ю. (ред.) Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т.1. Теория и методология. М: МПЖ, 1999, стр. 142-167.

  4. Волков О.И. Воздействие систематических занятий спортом на познавательные интересы старших школьников в сфере средств массовой информации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - СПб., 2003. – 20С.

  5. Горбунов Г.Д. Влияние физических нагрузок на психические процессы. Дисс. Канд. психол. наук. - Л., 1968.

  6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.

  7. Григорьев В.И., Тимофеев Е.Е. Технология физической реабилитации студентов с использованием биологических обратных связей. / В сб. докладов: Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2001 года. – СПб., 2002. – С. 174-175.

  8. Загайнов Р.М. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности). - Дисс. д-ра психол. наук. - СПб, 1992.

  9. Захарова М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки женщин средствами физической культуры (на примере занятий шейпингом). Автореф. дисс. канд. психол. наук. - СПб., 2002. – 23 С.

  10. Лаврухина Г.М. Некоторые проблемы оздоровительной физической культуры женщин зрелого возраста. / В сб. научных трудов каф. педагогики ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Вып. 5 / Под ред. М.В. Прохоровой: Проблемы физкультурно-спортивной деятельности и подготовки физкультурных кадров. – СПб., 2002. – С.114-116.

  11. Ромек В.Г. Бихевиоральная психодрама. Использование техник психодрамы в поведенческой терапии. // Журнал практического психолога, №2-3, 2002, стр. 171-176.

  12. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе, СПб.: Речь, 2001.

  13. Стамбулов А.В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период. - Дисс. Канд. психол. наук. - Л., 1981.

  14. Стамбулова Н.Б. Возрастные психологические особенности школьников и их учет в процессе физического воспитания. - Л., 1987. – 39 С.

  15. Станиславский В.Н. Пути и средства ресоциализации, реабилитации и оздоровления наркозависимых подростков / Вестник балтийской педагогической академии. Выпуск 49. Практическая психология в образовании, воспитании, здравоохранении, спорте. – СПб., 2003. – С. 61-67.

  16. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. — СПб.: Питер, 2002. — 256 с.

  17. Черемных А.Д. Психологические особенности спортивной карьеры спортсменов-инвалидов. - Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998.

  18. Шаболлтас А.В. Влияние занятий спортом на самооценку личностных качеств. Психологические основы воспитания и обучения: Материалы 23-й научной конференции / Под ред. А.Н. Николаева/ СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1998. – С.55.


Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

Не предусмотрено.

ortodontiya-medicinskaya-kniga-stranica-11.html
ortodontiya-medicinskaya-kniga-stranica-5.html
ortogonalnoe-chastotnoe-razdelenie-kanalov-s-multipleksirovaniem.html
ortopedicheskaya-nevrologiya-stranica-15.html
ortopedicheskaya-nevrologiya-stranica-23.html
ortopedicheskaya-nevrologiya-stranica-74.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-kratkij-slovar-perevodcheskih-terminov-stranica-7.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-primernaya-tematika-diplomnih-rabot-metodicheskie-ukazaniya-k-diplomnomu-proektirovaniyu-po-specialnosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/totalnaya-gazifikaciya-ili-zhazhda-podskazhet.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-filosofiya-religii-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-p-odgotovki-bakalavra.html
  • textbook.bystrickaya.ru/h-sezd-edinoj-rossii-virabotaet-dolgosrochnuyu-strategiyu-pervij-kanal-novosti-20-11-2008-borisov-dmitrij-12-00-15.html
  • credit.bystrickaya.ru/otvet-eta-tema-otnositsya-k-elektroenergetike-nahodyashejsya-v-razdele-6213-elektricheskie-tehnologii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-tretya-o-spravedlivosti-bozhestvennoj-i-chelovecheskoj-starec-paisij-svyatogorec-tom-iii-duhovnaya-borba.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-bileti-po-chercheniyu-avtori-pochepinec-o-a-uchitel-chercheniya-mou-sosh-p-iskatelej.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-na-2009-2012gg-razrabotchik-programmi-municipalnoe-byudzhetnoe-doshkolnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-detskij-sad-16-rodnichok.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-ds-04-upravlenie-kachestvom.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-030501-65.html
  • essay.bystrickaya.ru/dekabr--dekabr-plan-meropriyatij-po-nadzoru-za-soblyudeniem-trebovanij-pozharnoj-bezopasnosti-na-obektah.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-sd-f-8-rinok-cennih-bumag-dlya-specialnosti-080105-65-finansi-i-kredit-fakultet.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-rabochaya-obolochka-norton-commander-40-konspekt-lekcij-po-kursu-informatika-tema-tehnicheskoe-i-programmnoe.html
  • desk.bystrickaya.ru/poeticheskaya-obraznost-v-stihotvorenii-otveti-bej-dao.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-tura-s-30-12-09-otlichaetsya-ot-dannoj-programmi-tolko-poryadkom-provedeniya-ekskursij-programma-tura-1-den-vs.html
  • student.bystrickaya.ru/1-shi-zerthanali-zhmis-tairibi-ojma-derekter-orin-basaru-zhjesn-ru-zerthanali-zhmisti-masati.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-podgotovki-inzhenera-po-specialnosti-210404-mnogokanalnie-telekommunikacionnie-sistemi-naimenovanie-cikla-disciplin-komponenta-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-i-disciplini.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-byulleten-novih-postuplenij-za-1-kv-2011-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-podderzhki-talantlivih-detej-o-rezultatah-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prestupnie-posledstviya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-voennogo-dela-kochevnikov-zolotoj-ordi-xiii-xv-vv-07-00-03-vseobshaya-istoriya-vostochnie-strani.html
  • crib.bystrickaya.ru/kategorii-bibliotechnih-dokumentov-prakticheskoe-rukovodstvo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-kreditnaya-stoimost-5-lekcii-48-48-chislo-nedel-16.html
  • studies.bystrickaya.ru/endogennie-geologicheskie-processi-zemletryaseniya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/valyutno-finansovie-otnosheniya-rossijskih-i-zarubezhnih-partnerov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovet-molodih-uchenih.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernie-programmi-uchebnih-predmetov-v-7-9-h-klassah-russkij-yazik-stranica-33.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vtoroj-doshkolnij-period-razvitiya-rebenka-chast-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipovaya-tehnologicheskaya-karta-na-ustrojstvo-krovli-iz-legkih-volnistih-listov-ondulin.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-vipolnenii-inzhenerno-geologicheskogo-obsledovaniya-gornih-porod-i-betonnoj-obdelki-obektov-ghk.html
  • bystrickaya.ru/vdpovdalnst-za-podatkov-pravoporushennya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-inzhenerno-tehnicheskij-personal-zanyatij-proektirovaniem-montazhom-i-ekspluataciej-ustanovok-elektricheskogo-osvesheniya-a-takzhe-elektrooborudovaniya-specialnih-ustanovok-stranica-14.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obedinenie-s-hemmondom-1903-1913-sejfer-m-absolyutnoe-oruzhie-ameriki-per-s-angl-e-moiseevoj.html
  • textbook.bystrickaya.ru/httpwww-youtube-comwatchvmd15d96lcxq.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.