.RU

«Основы управления социально-педагогическими процессами» - Программа итоговой государственной аттестации выпускников...



«Основы управления социально-педагогическими процессами»


Социум как совокупность социально-педагогических явлений. Сущность и содержание социальных явлений и процессов. Формы существования социальных процессов и явлений. Факторы возникновения социальных процессов и явлений. Роль социальных процессов и явлений в развитии коллектива. Основные механизмы формирования социальных процессов и явлений.

Социально-педагогическая характеристика детско-юношеской группы. Дети, подростки как носители групповых социально-педагогических явлений. Коллектив – групповой субъект социально-педагогической деятельности. Структура и содержание коллектива. Особенности детско-юношеской группы. Процесс формирования коллектива (групповых явлений и процессов).

Сущность и содержание группового мнения. Формы существования группового мнения. Динамика и уровни развития группового мнения. Основные социально-педагогические механизмы формирования группового мнения.

Сущность и содержание настроения личности и группового умонастроения. Групповые умонастроения как объект управления. Диагностика эмоционального уровня личности. Формы выраженности группового умонастроения. Учет настроений личности и групповых настроений в социально-педагогической практике.

Формирование традиций детско-юношеского коллектива как социально-педагогическая проблема. Формы существования традиций. Сферы проявления традиций в детско-юношеской среде. Стадии развития групповых традиций. Условия формирования традиций в детско-юношеском коллективе. Основные механизмы формирования традиций в детско-юношеской среде. Управление формированием групповых традиций.

Социально-педагогическое проектирование: сущность и содержание. Социально-педагогические факторы формирования и развития городского социума. Характеристика развития социальных институтов как составной части городского социума. Модель социально-педагогического взаимодействия элементов городского социума.

Авторитет как социальное явление. Индивидуальная и групповая составляющие авторитета. Сущность авторитета взрослого. Представления подростка об авторитете взрослого и самого взрослого. Факторы развития авторитета взрослого в среде подростков. Действительный и ложный авторитет.

Сущность и содержание процесса школьной и социальной адаптации учащихся. Этапы адаптации учащихся. Факторы, влияющие на норму и отклонения от нормы адаптационных процессов. Диагностика уровня адаптивности учащегося. Методы коррекции процесса школьной дезадаптации. Условия предотвращения социальной дезадаптации учащегося.

Сущность процесса идентификации. Первичная и вторичная идентификация. Виды социально–ролевой идентификации. Эмоциональная идентификация. Целостно–мировоззренческая идентификация. Поведенческая идентификация. Идентификация роли лидера. Идентификация как механизм формирования личностных качеств.

Регулирование социальных конфликтов как социально–педагогическая проблема управления. Сущность и содержание, виды и формы конфликтов в городском социуме. Конфликты конструктивные и деструктивные. Конфликты между социальными институтами, между социальными отношениями и социальной деятельностью. Динамика протекания конфликтов

Процесс развития коллектива: этапы, содержание. Социальные процессы в развитии коллектива. Сущность процесса развития. Факторы развития коллектива: внутренние, внешние, позитивные, тормозящие развитие. Особенности развития педагогического, ученического коллектива. Развитие информирования, убеждения как социально–педагогических процессов. Условия развития совместимости и сплоченности коллектива.

Межинституциональное взаимодействие: сущность, содержание, формы проявления. Социальные институты – объекты взаимодействия образовательного учреждения. Совместное проведение социально–педагогических мероприятий образовательного учреждения с взаимодействующими социальными институтами.

Сущность и содержание социально–психологического климата. Особенности социально–психологического климата педагогического коллектива. Основные признаки благоприятного социально–психологического климата. Условия развития социально–психологического климата педагогического коллектива.


«Социально - педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования»


Общие основы педагогики дополнительного образования. История развития и становления дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей в контексте современных тенденций развития образования. Предмет и задачи педагогики дополнительного образования

Нормативно-правовая база деятельности учреждений дополнительного образования. Декларация и Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой инструментарий по реализации основных положений Закона РФ «Об образовании». Лицензирование, аттестация и аккредитация учреждения дополнительного образования. Типовое положение об учреждении дополнительного образования. Типы и виды УДО. Документация учреждения дополнительного образования.

В соответствии с нормативно-правовыми документами разработайте должностную инструкцию педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования.


Социальные функции учреждения дополнительного образования. УДО – системообразующий элемент социально-педагогической инфраструктуры детства в социуме. Обеспечение социальной защиты детей в УДО. Роль педагогического взаимодействия с семьей, виды и формы его реализации. Проект «Персональное образование» в УДО. Социально-педагогические аспекты работы с детьми и молодежью УДО.

Социальный педагог в учреждении дополнительного образования. Роль и место социального педагога в учреждении дополнительного образования. Цели, задачи и функции социального педагога в удо. Должностная инструкция социального педагога в удо.

Практическая работа: разработка плана работы социального педагога в учреждениях дополнительного образования различных видов: Центры различных типов; Дворцы различных типов; Дома различных типов; Клубы различных типов; Детских студий по различным видам искусства; Станций различных типов; Детского парка; Школ различных типов; Музеев детского творчества; Детского образовательно-оздоровительного лагеря.

Воспитательная система учреждения дополнительного образования. Современные концепции воспитания. Системное построение процесса воспитания. Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка. Самовоспитание ребенка. Причины целесообразности применения системного подхода в учреждении дополнительного образования. Технологии создания воспитательной системы в УДО. Защита моделей воспитательных систем УДО.

. Технология деятельности педагога дополнительного образования. Современные педагогические технологии в деятельности педагога дополнительного образования. Технологии воспитательной работы педагога дополнительного образования. Социальные функции педагога дополнительного образования. Технологии инновационной деятельности. Педагогика ненасилия. Технологии развития мотивации к творческой деятельности. Технология развития творческого потенциала педагога дополнительного образования. Технология работы педагога дополнительного образования с родителями.

Технология разработки дополнительной образовательной программы. Понятие дополнительной образовательной программы. Функции программы педагога дополнительного образования. Структура и принципы разработки программы. Технология разработки и апробации дополнительной образовательной программы. Качество дополнительного образования детей.

Практическая работа: Защита авторской дополнительной образовательной программы по самостоятельно выбранной тематике.


«^ Психология профессиональной деятельности»


Основы психологии профессиональной деятельности. Общая

характеристика психологии профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность и ее компоненты. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности. Методы психологии профессиональной деятельности. Основы психологического профессиоведения.

Проблема индивидуальности в профессиональной деятельности социального педагога. Психология группового субъекта профессиональной деятельности. Психологические основы профессионального труда социального педагога. Основы экстремальной подготовки профессионала. Психология социального педагога как профессионала.

Психология профессиональной деятельности социального педагога. Экстремальные ситуации в обществе и в профессиональной деятельности. Психолого-педагогическая концепция экстремальной подготовки. Опыт и содержание экстремальной подготовки социального педагога. Психология безопасности профессиональной деятельности социального педагога.

Потенциал социально-педагогической деятельности в условиях образовательного учреждения. Стимулирование совместной деятельности, социальных потребностей субъектов и объектов взаимодействия в социуме. Организация процессов неформального общения и действий специалистов с позиций неформального лидера, способствующего проявлению инициативы у учащегося. Реализация методик психосоциальной и социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся в детской и молодежной среде. Общественные организации и объединения в сфере психолого-педагогической помощи. Технологии психологической и социально-педагогической диагностики личности и социальной среды.

Культура коммуникативного общения, формирования навыков конструктивного взаимодействия с детьми, молодежью, представителями различных социальных слоев населения. Реализация потенциала психологической науки в социально-педагогическом проектировании и прогнозировании, реализации проектов в микросоциуме и экспертизе результатов деятельности.


«Психология социальной работы с семьей»


Предмет и задачи психологии социальной работы с семьей. Методы психологии и использование их в социальной работе с семьей. Психологические проблемы социальной работы с семьей на современных условиях. Психологическая характеристика социальной работы как специфического вида деятельности. Социально-психологическая характеристика различных категорий семей. Психологические особенности социальной работы с молодыми семьями. Психологические особенности социальной работы с супругами, не имеющими детей. Особенности социальной работы с семьями повторного брака. Психологические проблемы социальной работы в неполных (однополых и разнополых) семьях. Психологические проблемы социальной работы с семьей по вопросам воспитания детей.

Характеристика стрессогенных факторов жизнедеятельности семьи и их воздействия на ее членов. Психологическая поддержка в социальной работе с семьями подвергшимися воздействию сверхсильных жизненных факторов. Психологический ресурс семьи и учет его в социальной работе с семьями в особо трудных для них жизненных ситуациях. Психологическая профилактика в социальной работе с семьями по предупреждению ассоциального поведении несовершеннолетних. Психологический ресурс семьи и учет его в социальной работе с семьями в особо трудных для них жизненных ситуациях.

Психологическая служба семьи в муниципальном округе, районе, поселке. Психолого-педагогическая консультация клиентов и их семей. Профессиональный психологический отбор специалистов по социальной работе с семьей. Зарубежный опыт психологического обеспечения социальной работы с семьей.

Методы психосоциальной и воспитательной работы среди учащихся и педагогов, молодежи, представителей микросоциума. Индивидуальное и групповое психологическое консультирование, экспертиза процессов принятия решения в проблемных ситуациях. Проектирование приемов психолого–педагогического воздействия и помощи личности, семье в восстановлении гармонии ее отношений с внешней средой.


Критерии оценки и качества подготовки выпускников по социальной педагогике (специальность 050711).

Отметка “5” (отлично)

- Студент в полной мере владеет основными понятиями социальной педагогики.

- Полно, правильно и последовательно раскрывает содержание вопросов билета. Приводит примеры, раскрывающие содержание понятий, опираясь на свой педагогический опыт.

- Студент знает основную литературу по вопросам обучения и воспитания; в ответе опирается на изученную литературу.

- Не допускает речевых ошибок.


^ Отметка “4” (хорошо)

- Студент допускает небольшие неточности в формулировке понятий.

- Раскрывает содержание педагогических понятий, но допускает неполное их раскрытие.

- Умеет формулировать собственную педагогическую позицию.

- Знает основную литературу по вопросам билета и опирается на нее при ответе.

- Студент умеет логически правильно выстроить ответ, делает выводы.

- Допускает некоторые речевые ошибки.


^ Отметка “3” (удовлетворительно)

- Студент при ответе испытывает определенные затруднения в правильном формулировании теоретических положений.

- Затрудняется в приведении примеров из собственной практики.

- Допускает некоторые педагогические ошибки при общем правильном понимании сущности педагогического процесса.

- Допускает ошибки в логике построения ответа, путается в формулировке выводов. Допускает некоторые речевые ошибки.


^ Отметка “2” (неудовлетворительно)

- Студент не может сформулировать социально-педагогические понятия, не может раскрыть их содержание.

- Допускает ошибки в логике построения ответа, не делает выводы.

- Студент допускает речевые ошибки.


^ Защита выпускной квалификационной работы


Выпускная квалификационная работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО. Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основании ГОС ВПО по специальности 050711 Социальная педагогика, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальности педагогического образования, разработанных УМО по специальности педагогического образования.


Процедура защиты ВКР включает:


В докладе должны быть сообщены:



Критерии оценки ВКР:


При оценке учитываются:

1. В общей характеристике работы:

- актуальность проблемы исследования; значение работы в профессиональной подготовке студента;

- аргументированность студентом мотивов выбора темы;

- правильность избранных методических подходов к рассмотрению поставленных задач;

- логика построения работы, целесообразность применения описанных методов исследования, их направленность на решение задач работы;

- использование в работе литературных источников, их количественная и качественная оценка.

2. В анализе основных результатов работы:

- качество анализа литературы по проблеме, его направленность на

решение поставленных задач, выделение общих и разных позиций авторов, его оценочное отношение студента к разным точкам зрения;

- оценка опытно-педагогической работы студента, ее описания и

анализа; умение применять и адаптировать описанные в литературе методические рекомендации; элементы новизны и оригинальность предложенных форм, методов и приемов работы с детьми;

- анализ выводов, сформулированных в работе, их глубина и полнота, соответствие поставленным задачам, связь с ранее выдвинутыми предположениями;

- оценка методических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса, сформулированных по итогам выполненной работы; возможность использования результатов исследования в практике или учебно-воспитательном процессе вуза.

3. Качество оформления работы, грамотность и аккуратность изложения материала,

4. Степень самостоятельности выполнения исследования, отношения к работе, тщательности проведения опытной работы, динамики овладения исследовательскими умениями, умений работы с детьми, характеристика личности студента (по отзыву научного руководителя).


^ Рекомендации по структуре

Выпускной квалификационной работы


Введение. Актуальность исследования.

Актуальность. Указывается, насколько значима сегодня данная проблема в жизнедеятельности общества, какая именно сторона данной проблемы влияет на более значимые процессы, явления и какие вызывает последствия, влияющие на нормальное развитие общества, социума, социальных институтов, групп населения, отдельной личности. Указываются существующие ресурсы, возможности социума для разрешения исследуемой проблемы, позитивные тенденции по их использованию (идет активный поиск путей их использования, для чего анализируется отечественный и зарубежный опыт), намечаются позитивные подвижки, но неиспользуемые или слабо используемые по такой-то причине, (не учитываются тенденции развития, отсутствие научно разработанной системы, неэффективные методы работы и др.), что вызывает появление таких-то событий, влияющих на нормальное развитие общества, социума, социальных институтов, групп населения, отдельной личности. Анализируется степень освещенности и разработанности проблемы исследования. Приводится краткий анализ трудов, раскрывающих общие подходы исследуемой проблемы. Анализ опыта, литературных источников, посвященных исследуемой проблеме вскрывает ряд противоречий в изучении существующего опыта. Указываются основные противоречия, существующие в данной области жизнедеятельности общества и пути их разрешения, а также, вытекающие из этих противоречий задачи исследования по использованию имеющихся ресурсов и возможностей социума.

^ Первая глава.

Первый параграф первой главы должен содержать анализ литературных источников, трудов и работ специалистов в исследуемой области. Желательно проанализировать отечественный и зарубежный опыт. Показать определения, понятия исследуемой темы в разных интерпретациях авторов. В завершение дать свое понимание исследуемой проблемы.

Второй параграф первой главы содержит окончательное понимание исследуемой проблемы в интерпретации автора на основе проведенного исследования. Желательно выделить и показать социально-педагогический аспект исследуемой проблемы. Это своего рода характеристика социально-педагогического аспекта исследуемой модели в понимании автора дипломной работы.

Третий параграф первой главы содержит проекцию понимания исследуемой проблемы на реальную действительность конкретного образовательного учреждения. Здесь автор показывает реальную картину на практике с ее недостатками и позитивными сторонами, неиспользованными резервами. Этот параграф является основой для формирования гипотезы исследования, реализуемой в третьей главе дипломной работы. Что составляет трудности, нерешенные задачи, проблемы, то и следует решать в ходе опытно-экспериментальной работы. Гипотеза предполагает построение и обоснование социально-педагогической модели, чему посвящается вторая глава.

^ Вторая глава.

Первый параграф второй главы посвящен построению модели и характеристике социально-педагогической модели, раскрытию ее составных элементов, их роли и места в исследовании.

Второй параграф содержит критерии эффективности реализации социально-педагогической модели или дается анализ факторов, обеспечивающих эффективность решения исследуемой проблемы.

Третий параграф содержит программу опытно-экспериментальной работы, раскрывает основные мероприятия по реализации социально-педагогической модели в реальную практику. Он как правило включает три этапа: подготовительный этап, констатирующий этап и формирующий этап. Описание мероприятий, проводимых с контрольной и экспериментальной группами на формирующем этапе ОЭР.

^ Третья глава раскрывает социально-педагогические условия или пути повышения эффективности решения исследуемой проблемы. Эти условия вытекают из третьего параграфа первой главы: что плохо решается в реальной практике, то и следует предполагать необходимым для решения проблемы. Намечаются минимум три условия, при реализации которых исследуемая проблема будет успешно решена. Далее показывается процесс создания этих условий (через проведение соответствующих мероприятий) и получаемый результат, а также сравнение полученных данных в контрольной и экспериментальной группах. Обязательно показывается эффект этой работы.

^ Предполагаемые результаты исследования – Социальный эффект заключается в том, что реализация замысла исследования позволит найти оптимальный алгоритм взаимодействия между социально-педагогическими службами и социумом, которые позволяют решать проблемы начального профессионального образования с наибольшим воспитательным эффектом. Решая эти проблемы в короткие сроки социально-педагогические службы ПТУ препятствуют росту числа трудных подростков. Такой социальный эффект благотворительно сказывается на всем социально-педагогическом климате микрорайона.

Экономическим эффектом от социально-педагогического сопровождения является снижении материальных затрат на деятельность социальных служб микрорайона, качественное пополнение рабочих различных специальностей, вследствие сокращения числа трудных подростков. То есть социально-педагогическое взаимодействие между ПТУ и службами микрорайона, эффективно решает проблемы трудных подростков, что ведет к замедлению роста их числа.


^ ОЦЕНКА ВКР:

1. При определении итоговой оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются:

- доклад выпускника;

- ответы на вопросы членов ГАК;

- оценка рецензента;

- отзыв руководителя.


^ Оценка за ВКР снижается за:

- невыполнение методических указаний по написанию ВКР;

- за отсутствие опытно-экспериментальной работы;

- за отсутствие электронной презентации

- за отсутствие собственного инструментария оценки изучаемого явления


Рекомендация для поступления в аспирантуру:


Выпускник факультета может быть рекомендован для поступления в аспирантуру МГППУ при условии, если он проявил себя как талантливый исследователь, ВКР выполнена на высоком уровне, которая может перерасти в диссертационное исследование.






operacii-kommercheskih-bankov-na-primere-banka-ukraina.html
operacii-otnosheniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-051312-po-discipline-visokourovnevie-metodi-inormatiki.html
operacii-po-torgovle-nauchno-tehnicheskimi-znaniyami-i-opitom-uchebnik-pod.html
operacii-s-cennimi-bumagami-na-birzhe-mmvb-i-vnebirzhevom-rinke-a-a-arsamakov-19-iyunya-2008g.html
operacii-s-vektorami-stranica-2.html
operacii-v-inostrannoj-valyute-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-kreditnoj-organizacii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-14-irod-stern-d-kommentarij-k-evrejskomu-novomu-zavetu-per-s-angl.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasi-mektepteg-trbie-zhmisini-dstemes-men-tehnologiyasi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-10-prinyat-na-konferencii-rabotnikov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-laboratornaya-rabota-10-po-zakonu-oma-padenie-napryazheniya-na-ravno.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-processov-globalizacii-na-mezhdunarodnuyu-bezopasnost.html
  • lesson.bystrickaya.ru/srednyaya-aziya-v-xvixix-vv.html
  • letter.bystrickaya.ru/nnaga-sadguru-shivajya-subramuniyasvami.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-literatura-ivse-zhe-pochemu-makintosh.html
  • studies.bystrickaya.ru/izuchenie-urovnya-trevozhnosti-u-pacientov-nahodyashihsya-na-stacionarnom-lechenii-v-pulmonologicheskom.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-potrebitelej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/religiya-i-demokratiya-chast-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-programmi-vtornik-14-dekabrya-2010-g-den-pervij-00-30-registraciya-uchastnikov-seminara-30-10-00.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kislorodnaya-nedostatochnost-programma-po-obshej-patologii-dlya-studentov-mediko-biologicheskih-fakultetov-s-ekzamenacionnimi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/associacii-ekonomicheskogo-vzaimodejstviya-regionov-kak-effektivnaya-forma-realizacii-ih-ekonomicheskih-interesov.html
  • school.bystrickaya.ru/ifpetrova-lashkulenova-skenar-terapiya-v-reabilitacionno-vosstanovitelnom-centre.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-24-zasedanie-centralnoj-konkursnoj-komissii-oao-dalnevostochnaya-generiruyushaya-kompaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/krestyanskaya-vojna-pod-predvoditelstvom-emelyana-pugacheva.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-19-avgusta-1997-g-n-249-o-nomenklature-specialnostej-srednego-medicinskogo-i-farmacevticheskogo-personala-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-sebestoimost-produkcii-i-pribil-predpriyatiya-sergeev-i-v-s32-ekonomika-predpriyatiya-ucheb-posobie-2-e-izd.html
  • spur.bystrickaya.ru/komandir-otdeleniya-voennoj-komandi-protivopozharnoj-zashiti-i-spasatelnih-rabot-pozharnogo-rascheta.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/49-hranenie-muzejnih-predmetov-iz-tkani-i-kozhi-i-muzejnih-kollekcij-a-takzhe-kulturnih-cennostejnahodyashihsya.html
  • college.bystrickaya.ru/26-sofista-stagiriya-k-grigoriyu-episkopu-pisma-svyatitel-grigorij-nisskij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-plani-budushej-deyatelnosti-emitenta-119991-rossiya-moskva-bolshaya-polyanka-442-informaciya-soderzhashayasya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-roditelskih-sobranij-na-20102011-uch-god-provereno-zamestitel-direktora-po-vr.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-1-30-avgusta-2013-g-annotirovannaya-programma-disciplini-modulya-b-v-istoriya-zarubezhnoj-literaturi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-v-voroninoj-itogi-raboti-mbou-licej-6-za-2012-2013-uchebnij-god.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-bernd-shmitt-devid-rodzhers-karen-vrocos.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/maksimilian-voloshin-nauchnaya-i-uchebnaya-rabota-na-kafedre-gidrobiologii-nauchnie-znaniya-dlya-celej-socialno-ekonomicheskogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovet-direktorov-arhenergo-21-noyabrya-obsudit-vopros-ob-organizacii-zakupochnoj-deyatelnosti-obshestva-ia-infoline-sankt-peterburg-14112005.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-liturgike-tekst-ne-otredaktirovan-posle-skanirovaniya-stranica-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/konkurenciya-i-monopoliya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-rf-chast-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-uchastiya.html
  • student.bystrickaya.ru/23-sootvetstvie-professionalnih-funkcij-i-trebovanij-k-professionalnoj-podgotovke-vipusknika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-22-srednij-testovij-ball-uchastnikov-ege-v-2010-godu-prezentaciya-obrazovatelnih-uslug-i-rezultatov-deyatelnosti-shkoli.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.