Определение этапов выполнения творческого проекта - Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы творческо...
.RU

Определение этапов выполнения творческого проекта - Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы творческо...


^ Определение этапов выполнения творческого проекта. Независимо от типа учебного проекта и в соответствии с алгоритмом проектной деятельности, этапы выполнения проекта можно представить в виде такой последовательности действий. ^ I. Поисковый этап. 1. Поиск и анализ проблемы. 2. Выбор темы проекта. 3. Планирование проектной деятельности по этапам. 4. Сбор изучение и обработка информации по теме проекта. II. Конструкторский этап. 1. Поиск оптимального решения задачи проекта. ^ 1.1. Исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна. 1.2. Выбор технологии изготовления. 1.3. Экономическая экспертиза. 2. Защита предлагаемого решения. 2.1. Обоснование предлагаемого решения. 2.2. Обоснование разработанной конструкции. ^ 3. Составление конструкторской документации. III. Технологический этап. 1. Подготовка технологической документации. 2. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования. ^ 3. Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. IV. Аналитический этап. 1. Оценка качества выполнения проекта. 2. Анализ результатов выполнения проекта. 3. Изучение возможностей использования результатов. ^ 4. Презентация проекта объекта Определение возможных вариантов выполнения с помощью методов «Морфологического ящика» и «Фокальных объектов». Возможные варианты решения конструкции технического объекта или устройства можно получить, используя методы «морфологического анализа» и «фокальных объектов». Суть метода «фокальных объектов» заключается в следующем. Для технического объекта (системы) выделяется ряд характерных для него структурных признаков и по каждому из этих признаков составляется список его возможных конкретных вариантов. Затем признаки заключаются в таблицу, которая носит название «морфологического ящика». Перебирая сочетания вариантов выделенных признаков можно получить новые решения задачи. Число морфологических признаков может быть различными. Чем больше количество признаков, тем больше общее число вероятных вариантов решений задачи. Суть метода фокальных объектов состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления. Метод эффективен при поиске новых и модификации известных устройств. ^ Составление технологической документации на изготовление технического объекта. Основными документами, регламентирующими технологический процесс изготовления технического устройства являются технологические карты. Различают следующие карты технологических процессов: маршрутные, операционные, сводные технологические и инструкционные. Они оформляются в виде таблиц и содержат текст, указывающий на назначение детали, операции, данные о детали, режим обработки, расходуемое время и т.д., также эскизы операций. ^ Чаще используются операционные и маршрутно-технологические карты. Один из вариантов оформления технологической карты приведен ниже.


№ п/п Описание операции Эскиз операции Оборудование, оснастка и инструменты
Выполнение чертежей. ^ Из всего многообразия технических документов основными являются рабочие чертежи (сборочные и деталировочные) и эскизы. Содержание рабочих чертежей деталей должно быть максимально простым и направлено на полное выявление их конструкции, способов изготовления и обработки. Чертежи должны соответствовать требованиям ЕСКД (Единая система конструкторской документации). На чертеже деталь показывается в одной, двух или трех проекциях с применением необходимых разрезов и сечений. Сборочные чертежи изделий должны содержать необходимое число видов с применением разрезов и сечений для полного выявления конструкции предмета. На сборочных чертежах проставляют размеры: габаритные, определяющие высоту, длину и ширину изделия; установочные и присоединительные (например, расстояния между осями отверстий во фланце или расстояния между осями отверстий под болты для присоединения к другому изделию и т.п.); монтажные размеры (расстояние между осями валов, величины зазоров и т.п.); эксплуатационные размеры, указывающие крайние положения движущихся частей изделия, размеры под ключ и т.д. Сборочные чертежи должны иметь спецификацию деталей, основную надпись, а также технические требования ^ Оформление пояснительной записки. Содержание пояснительной записки: 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Введение 4. Основная часть 4.1. Конструкторская часть 4.2. Технологическая часть 5. Список литературы 6. Приложения Введение к работе. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формируется планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, указывается новизна. Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике. В основной части проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, проводится краткий обзор литературы и других материалов по теме. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. ^ Список литературы должен содержать не менее 5 источников. Все заимствования должны иметь ссылки. Вспомогательные или дополнительные материалы выносятся в приложения.
ВОПРОСЫ

к экзамену по предмету

^ «ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Для дневного отделения на 2008-09 уч.год.

  1. Понятие творчества. История развития.

  2. Основные признаки творческой деятельности.

  3. Классификация типов и видов творческой деятельности.

  4. Структура (этапы) творческого процесса.

  5. Творческая задача. Системный подход в решении задач.

  6. Проектирование и конструирование.

  7. Этапы технического конструирования.

  8. Принципы конструирования.

  9. Методы конструирования.

  10. Методы и приемы решения конструкторских задач.

  11. Особенности и последовательность учебного конструирования.

  12. Требования к объектам конструирования.

  13. Этапы учебного конструирования. Деятельность учащихся на каждом этапе.

  14. Объем конструкторско-технологических знаний и умений учащихся, полученный на уроках труда.

  15. Содержание производственной технической документации.

  16. Требования к рабочим чертежам деталей и к сборочным чертежам.

  17. Содержание технологической документации.

  18. Последовательность разработки технологии изготовления изделия.

  19. Методы обучения конструированию.

  20. Классификация конструкторских задач.

  21. Методы и приемы решения конструкторских задач.

  22. Требования к техническим заданиям и изготовляемым устройствам.

  23. Развитие методики технического творчества.

  24. Интуиция. Эвристика.

  25. Эвристические методы решения задач.

  26. Метод «проб и ошибок».

  27. Метод «мозгового штурма», его правила.

  28. Разновидности «мозгового штурма».

  29. Синектика.

  30. Аналогия. Виды аналогий.

  31. Морфологический анализ.

  32. Метод контрольных вопросов.

  33. Функционально-стоимостный анализ.

  34. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

  35. Технические противоречия.

  36. Источники возникновения технических противоречий.

  37. Механизм устранения технических противоречий.

  38. Ассоциативные методы поиска технических решений.

  39. Метод фокальных объектов.

  40. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

  41. Формы организации творческой деятельности детей и подростков.

  42. Функции учреждений дополнительного образования.

  43. Формы внеклассной и внешкольной работы.

  44. Кружки технического творчества, их виды, организация.

  45. Организация проектной деятельности учащихся.

  46. Классификация проектов.

  47. Изобретения. Рационализаторские предложения.

  48. Понятие интеллектуальной собственности.

  49. Способы защиты интеллектуальной собственности.

  50. Патентная информация.

^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по предмету «ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для студентов ОЗО, 6 лет

на 2008-2009уч.г.


1. Психология творчества.

2. Упражнения и игры для развития творческих способностей.

3. Уровни творческих способностей.

4. Цели и задачи детского технического творчества.

5. Методика планирования детского технического творчества.

6. Материальная база детского технического творчества.

7. Применение проектного метода в современной школе.

8. Роль проектов в образовательной области «Технология»

9. Методика организации проектной деятельности школьников.

10.Техническая система.

11. Свойства и характеристики системы.

12.Идеальная система.

13.Закономерности развития технических систем.

14. Двойная мозговая атака.

15.Теневая мозговая атака.

16.Метод эвристических приемов.

17.История создания метода морфологического анализа его автором Ф.Цвикки.

18.Рациональное мышление.

19.Вепольный анализ.

20.Использование вепольного анализа для поиска новых решений. 21.Элементарные понятия о функционально-стоимостном анализе (ФСА). 22.Этапы функционально-стоимостного анализа.

23.Сущность патентной защиты разработок.

24.Рационализаторское предложение

^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по предмету «ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для студентов ОЗО ТЭФ 4 г.

на 2008-2009 уч. год.


1. Определение понятия творческой деятельности.

2. Виды творческой деятельности.

3. Признаки творческой деятельности.

4. Конструирование как вид творческой деятельности.

5. Основные этапы конструирования.

6. Принципы и методы конструирования.

7. Особенности и последовательность учебного конструирования.

8. Основные этапы конструирования и содержание деятельности учащихся

9. Технологическая документация.

10.Требования к рабочим и сборочным чертежам.

11.Методы обучения конструированию.

12.Самостоятельная работа учащихся.

13.Требования к объектам конструирования.

14.Метод «мозгового штурма».

15.Разновидности «мозгового штурма».

16.Синектика.

17.Метод контрольных вопросов.

18.Метод «проб и ошибок».

19.Методы ТРИЗ и АРИЗ.

20.Операторы АРИЗ.

21.Метод морфологического анализа.

22.Элементарные понятия о функционально-стоимостном анализе ФС

Этапы ФСА.

23.Метод ассоциаций.

24.Метод гирлянд ассоциаций и метафор.

25.Техническое противоречие и методы его устранения.

26.Применение проектного метода в современной школе.

27.Классификация проектов.

28.Организация творческой деятельности детей и подростков в системе дополнительного образования.

^ МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Тесты по технологии токарных работ

1. Основное назначение станины токарного станка:

1) для размещения передней бабки, задней бабки и суппорта;

2) для размещения только суппорта; 3) для размещения только задней бабки.


2. Для чего предназначена передняя бабка станка:

1) для закрепления резцов;

2) для размещения коробки скоростей, шпинделя с резьбой, на который навинчивается патрон;

3) для размещения «конуса Морзе».


3. Для чего служит суппорт:

1) для закрепления режущего инструмента в резцедержателе и сообщения ему движения подачи;

2) для закрепления измерительного инструмента; 3) для закрепления задней бабки.


4. Для чего предназначен фартук:

1) для размещения коробки скоростей;

2) для размещения шпинделя;

3) для преобразования вращения винта или вала в поступательное движение суппорта с инструментом.


5. Какие бывают движения подачи инструмента:

1) продольное и поперечное;

2) сверху вниз;

3) снизу вверх.


6. Когда используется продольная подача:

1) для подведения резца к детали;

2) для включения двигателя;

3) для обточки детали на заданную длину.


7. Какие бывают резцы:

1) легкие;

2) проходные, подрезные, отрезные, прорезные, расточные, галтельные, резьбовые, фасонные;

3) тяжелые.

8. Где применяются проходные резцы:

1) для обработки наружных поверхностей деталей;

2) для обработки внутренних поверхностей деталей;

3) для нарезания резьбы.

9. Из каких составляющих состоит головка резца:

1) верхняя грань, нижняя грань;

2) боковая грань, вертикальная грань, горизонтальная грань;

3) передняя грань, задние грани, режущие кромки, вершина.

10. Сколько у резца режущих кромок:

1) две — главная и вспомогательная;

2) три — две главные и одна вспомогательная;

3) четыре — две главные и две вспомогательные.


11. Что является вершиной резца:

1) место сопряжения двух вспомогательных кромок;

2) место сопряжения главной режущей кромки и вспомогательной режущей кромки;

3) место сопряжения трех вспомогательных кромок.


12. Как устанавливают резец по отношению к продольной оси шпинделя станка:

1) по центру оси;

2) ниже центра оси;

3) выше центра оси.

13. Для чего служат спиральные сверла:

1) для сверления в чугуне;

2) для сверления цветных металлов;

3) для сверления глухих и сквозных отверстий.


14. Для чего служит зенкер:

1) для увеличения отверстия, полученного сверлением, и достижения его прямолинейности, а также для подго¬

товки отверстия под развертывание;

2) для окончательной обработки отверстия; 3) для центровки под сверло.

15. Для чего применяются развертки:

1) для черновой обработки отверстия;

2) для центровки под сверло;

3) для окончательной обработки отверстия.


^ Тесты по технологии фрезерных работ

16. Для чего предназначены фрезерные станки:

1) для обработки наружных и внутренних плоских, цилиндрических и фасонных поверхностей, прямых и винто¬

вых канавок, резьб, зубчатых колес;

2) только для обработки наружных поверхностей; 3) только для обработки внутренних поверхностей.

17. Из каких основных частей состоит горизонтально-фрезерный станок:

1) стойка (станина) с коробкой скоростей;

2) шпиндель с оправой, диски;

3) основание, стойка (станина) с коробкой скоростей, консоль, стол, хобот с серьгой, шпиндель с оправой,

тиски.


18. Для чего служит консоль горизонтально-фрезерного станка:

1) опорой для стола и его перемещения в вертикальном, поперечном и продольном направлении;

2) для установки и закрепления обрабатываемых заготовок в тисках или пазах стола;

3) для установки и закрепления обрабатываемых заготовок в патроне.


19. В каких направлениях может перемещаться стол горизонтально-фрезерного станка:

1) в вертикальном, горизонтальном и поперечном;

2) только по кругу;

3) стол неподвижен.


20. Как крепится оправка на горизонтально-фрезерном станке:

1) в шпинделе с одной стороны:

2) в подшипнике с одной стороны;

3) в шпинделе с одной стороны, а другой она опирается на подшипник серьги.


21. Какие бывают виды фрез:

1) цилиндрические, торцовые, концевые, угловые, шпоночные, фасонные, радиусные;

2) квадратные;

3) прямоугольные.


22. Для обработки каких деталей предназначены фрезы:

1) с выгнутыми поверхностями;

2) с плоскими поверхностями;

3) с сочетанием плоских и фасонных поверхностей.


23. Какие основные углы заточки существуют у зуба фрезы:

1) передний, задний и угол заострения;

2) боковой и винтовой;

3) только боковои.


24. Какие по своей форме и назначению бывают фрезы:

цилиндрические, торцевые, концевые, шпоночные, дисковые, угловые, резьбовые (назовите недостающие).


25. Какие бывают виды фрезерования:

1) встречное;

2) попутное;

3) встречное и попутное.


26. Когда применяют встречное фрезерование:

1) при черновых работах;

2) при чистовых работах;

3) всегда.


27. Когда используют попутное фрезерование:

1) всегда;

2) при чистовых работах;

3) при черновых работах.


28. На каком из типов фрезерных станков выполняют обработку комбинированных поверхностей:

1) продольно-фрезерных;

2) вертикально-фрезерных;

3) поперечно-фрезерных.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Заенчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А. А. Карачев, В. Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с.

  2. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. Книга для учителя. М.: Народное образование. – 1996.

  3. Крупина О.В., Ибатуллин М.Н. Основы творческо-конструкторской деятельности. Учеб. пособие для студентов технолого-экономических факультетов пед.вузов. – Стерлитамак: СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2008.– с.220.

  4. Уваров С.Н., Кунина М.В. Основы творческо-конструкторской деятельности. – М.: Академический Проект, 2005. – 80 с.


Дополнительная литература

  1. Автоматизация поискового конструирования /Под ред. Половинкина А.И., М.: Радио и связь, 1981.

  2. Александров Е.А. Основы теории эвристических решений. Советское радио, 1975.

  3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М: Московский рабочий, 1983.

  4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М. Сов. радио, 1979.

  5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1988.

  6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1966.

  7. Безмоздин Л Н Художественно - конструкторская деятельность человека. Ташкент, Фан АН УзССР, 1975.

  8. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1981. – 96 с.

  9. Буш Г.Я. Методы технического творчества. - Рига: Лиесма, 1972 г.

  10. Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей. Часть 1. Рига: Знание, 1977.

  11. Вайнцваг П. 10 заповедей творческой личности /Пер. с англ. С.Л. Лойко, Ф.Б. Сарнова, –– М.: Прогресс, 1990. – 187 с.

  12. Вислогузова М.А. Творческая деятельность учащихся. – М., 1989.

  13. Воинов Б.С. Принципы поискового проектирования. Учебное пособие. Горький ГТУ, 1982.

  14. Голдовский Б.И., Вайнерман М.И. Комплексный метод поиска решений технических проблем (методы анализа проблем и поиска решений в технике). М. Речной транспорт, 1990.

  15. Грамп Е.А. Функционально - стоимостной анализ: сущность, теоретические основы, опыт применения за рубежом, М. Информзлектро, 1980.

  16. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование Пер. с англ. - М. Мир:. 1976.

  17. Дружинин В.Н. Взаимоотношение репродуктивных и творческих способностей //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. /Под ред. В.А. Бодрова. – М., 1991.

  18. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., изд. Российского открытого университета, 1992.

  19. Иляева Л.М., Симоненко В.Д. Творческие проекты для учащихся 5-7 классов по технологии обработки конструкционных материалов. Брянск, 1995.

  20. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М., 1983.

  21. Каменев А.Ф. Технические системы, закономерности развития. Л.: Машиностроение, 1985.

  22. Коваленко А.В. Психологические особенности процесса понимания творческих задач // Вопросы психологии. – 1991. - № 5. – С. 28––34.

  23. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). М. Речной транспорт, 1991.

  24. Лернер П. С. Проектирование по технологии // Школа и производство. - 1997. - №3. - С. 15-19.

  25. Лопатина Н.Г. Курс упражнений по развитию творческого воображения. – Волгоград, 1985.

  26. Лук А.И. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1976.

  27. Лук А.И. Психология творчества. – М.: Педагогика, 1978.

  28. Меерович М.И, Формулы теории невероятности. Технология творческого мышления Одесса: «ПОЛИС», 1993.

  29. Методы поиска новых технических решений / Под редакцией Половинкина Л.И. - Иошкар - Ола: Маркнигоиздат, 1976.

  30. Михелькевич В.Н., Радомский В.М. Как повысить творческие способности и научить изобретать. Рукопись учебника. Часть 1, 2, 3, 4, 5. Самара, 1996.

  31. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. – М.: Машиностроение, 1983.

  32. Моляко В.А. Психология творческой деятельности (Техническое творчество и трудовое воспитание). – М.: Знание, 1985.

  33. Одрин В.М., Кратавов С.С, Морфологический анализ систем. - Киев: Наукова думка, 1977.

  34. Организация и проведение мозгового штурма. Учебно-методическое пособие / Сост. Кудрявцев А.В. – М: ВНИИПИ, 1987.

  35. Основы функционально - стоимостного анализа /Под ред. Карпунина М.Г. и Майданчика Б.И. – М: Энергия, 1980г. 176.

  36. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.

  37. Психологический практикум для учащихся по развитию творческого мышления / Башк. отд-ние общества психологов СССР. Разработчик А.З.Рахимов. – Уфа, 1990.

  38. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная (Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.); Отв. ред. Я.А. Пономарев, АН СССР, Ин-т психологии, - М.: Наука, 1990.

  39. Радомский В.М. Методы развития творческой активности: Учебное пособие (ПИЦМФ Культурная инициатива), Самара, 1995.

  40. Рахимов А.З. Психология творчества: Учебное пособие. – Уфа: НОК, 1995.

  41. Титов В.В. Выбор целей в поисковой деятельности (методы анализа проблем и поиска решений в технике). М.: Речной транспорт. 1991.

  42. Хайзен Ф. Основы общей методики конструирования / Пер. с нем. - Л.-Машиностроение, 1969.

  43. Эволюционный синтез систем. – М.: Радио и связь, 1985.

  44. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1972.


^ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. Определение понятия творческой деятельности, ее признаки. Типы и виды творческой деятельности.


1.1. Творчество и творческая деятельность


В энциклопедической литературе говорится, что творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества.

В.И. Андреев, анализируя творчество как вид человеческой деятельности, выделяет ряд необходимых признаков, которые проявляются интегративно, в единстве. Это:

а) наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности;

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата.

^ Если из названных признаков исключить хотя бы один, то деятельность не может быть названа творческой, указывает он.

Любая деятельность, в том числе и творческая, состоит из этапов. Классификации этапов, предлагаемые различными авторами, в той или иной мере отличаются друг от друга, хотя, в общем виде, все они схожи. Первый этап (сознательная работа) — подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка, интуитивного проблеска новой идеи). Второй этап (бессознательная работа) — созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи). Третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в виде принципа, замысла). Четвертый этап (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

При интерпретации совокупности этапов главные трудности связывались обычно с бессознательной работой. Одни исследователи откровенно относили работу подсознания к числу «мировых загадок», другие придавали ей фантастические либо мифологические оттенки, третьи вообще снимали саму эту проблему, отвергая вообще существование факта бессознательной работы. Недоверие к неосознанному моменту творческого процесса привело к существенному преобразованию содержания представлений о психическом механизме творчества. Это недоверие послужило, например, одной из причин подмены психологического анализа творческого мышления теоретико-познавательным. В нашей психологии это произошло в середине 1930-х годов. Игнорирование неосознаваемого момента длилось довольно продолжительно. В значительной мере оно сохраняется и сейчас.

Очевидно, что каждая из упомянутых концепций открывает какую-то часть истины о творческой деятельности человека и может иметь для нас определенное значение, когда мы задумываемся над развитием его творческих способностей.

Говоря о специфике учебно-творческой деятельности, необходимо отметить, что в настоящее время нет универсальных критериев для определения этого понятия. Можно выделить некоторую совокупность признаков, раскрывающих ее сущность:

— учебно-творческая деятельность ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий;

— учебно-творческая деятельность – педагогически управляемая деятельность, — но управление осуществляется преимущественно на основе средств косвенного и перспективного управления;

— успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития осознаваемых, сколько от эвристических, интуитивных процедур интеллектуальной деятельности;

— в результате осуществления учебно-творческой деятельности появляются психические новообразования: знания, умения, творческие способности личности. Так, в процессе решения учебных проблем обращается внимание на открытие нового знания, на возникновение новых целей и смыслов, способов деятельности, знаний, которые выступают в качестве ориентированной основы деятельности, познавательных мотивов.

Учебно-творческий процесс имеет аналогичную психологическую структуру, которую можно представить в виде следующих этапов:

Все эти этапы можно применить при выполнении творческих проектов, при решении различных проблемных задач, а также задач с элементами конструирования и моделирования.


^ 1.2. Виды творческой деятельности


Всю творческую деятельность можно разделить на два основных вида: научно-техническое и художественное творчество.

Основной задачей научно-технического творчества является создание современных конкурентоспособных объектов техники, которые по своим технико-экономическим показателям и конструктивному исполнению соответствуют последним научно-техническим достижениям. В основе технического творчества лежит проектная деятельность.

Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведений искусства, носит название художественного творчества. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных образов, в использовании новых художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обогащении жанров данного вида искусства. Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве и литературе. Полноценное художественное творчество требует соответствующего развития способностей человека, художественного мастерства, которые формируются и совершенствуются только в процессе реальной художественной практики.

Кроме того, многие педагоги выделяют следующие виды творческой деятельности в зависимости от:

— преобладания интуитивных или логических процедур — интуитивно-эвристическую и нормативно-логическую деятельность;

— специфики содержания творческих задач — исследовательскую деятельность, художественное и прикладное творчество;

— соотношения эмпирических и теоретических процедур творческой деятельности: эмпирическую и теоретическую;

— степени инициативы при постановке и решении творческой задачи: самостоятельную и вынужденную деятельность;

— соотношения логических процедур деятельности: индуктивно—творческую и дедуктивно-творческую деятельность;

— сферы деятельности и соотношения объективной или субъективной значимости новизны результата: учебно-творческую и научную;

— предметной области: математическую, физическую, графическую, технологическую и т.д.;

— формы организации: индивидуальную, групповую, коллективную;

— профессии: педагогическую, инженерную и т.д.

1.3. Творческие способности учащихся


В бытовой лексике, в научном и учебном процессе очень часто встречаются слова «творческая личность», «творческий человек», «творец». Эти понятия в какой-то мере применимы к каждому из нас. Родители и учителя хотят видеть в своих детях, учениках и воспитанниках творчески одаренных и творчески способных людей.

Понятие «творческая личность», несмотря на свою кажущуюся простоту, может быть отнесено к категории необычных, исключительных. В бытовом обиходе, в общении, а также при обучении под творческой личностью упрощенно понимается человек, который может успешно решать оригинальные, нестандартные (творческие), умеющий высказывать или генерировать новые идеи, вырабатывать новые технические или организационные решения, а также обладающий и некоторыми особыми качествами.

В широком понятии творческая личность — это такой тип личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Чаще всего творческая личность достигает успеха в одном каком-либо виде деятельности, например, музыке, спорте, математике и т.д. Но история знает немало примеров высоких творческих достижений в нескольких областях человеческой деятельности (М.В. Ломоносов, Микеланджело). В связи с этим правомерно говорить о всесторонне развитой творческой личности.

Раньше творческие способности считали чем-то исключительным, уделом избранных людей. Однако исторический опыт человечества и исследования психологов показали, что на самом деле задатки творческих способностей присущи каждому нормальному человеку, любому ребенку и ученику. Нужно лишь суметь найти и раскрыть их, а затем и развить. Поскольку сущность творческого процесса для всех людей одинакова, то разницу в проявлении индивидуальной талантливости надо искать в его личностных психологических характеристиках, в той среде, в которой живет и учится ребенок, во времени, в содержании и методиках его приобщения к творческой деятельности.

Как уже говорилось, творческая личность характеризуется большой совокупностью свойств, каждое из которых определяет не только уровень творческого потенциала, но и темпы его нарастания во времени. Причем, значимость того или иного свойства для каждого из индивидуумов оказывается разной. Именно благодаря этому каждый отдельный человек по-своему талантлив, умен, оригинален и интересен.

Творческие способности — это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.

В.И. Андреев выделяет следующие укрупненные компоненты («блоки») творческих способностей личности ученика, студента:

  1. Мотивационно-творческая активность и направленность личности.

  2. Интеллектуально-логические способности.

  3. Интеллектуально-эвристические, интуитивные способности.

  4. Мировоззренческие свойства (качества), способствующие успешности учебно-творческой деятельности.

  5. Нравственные свойства личности.

  6. Эстетические свойства.

  7. Коммуникативно-творческие способности личности.

  8. Способности к самоуправлению в учебно-творческой деятельности.

  9. Особенности личности, проявляющиеся в учебно-творческой деятельности и способствующие ее успешности.

Единство творческого процесса у детей и взрослых, характеристика его одними и теми же состояниями и качествами позволяет за аналог творческой личности учащегося принять творческого работника — создателя новой техники. В связи с этим рассмотрим три опорных свойства технических творческих способностей.

Наблюдательность — заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием интересов личности. Наблюдение — особая форма восприятия, отличающаяся повышенной активностью, целенаправленностью, организованностью и осмысленностью. В технической деятельности большое значение имеет восприятие пространственных отношений — расстояний, величины, фигуры, формы. Специфическим характером наблюдательности является направленность на восприятие принципов построения технического объекта, основных узлов, их взаимодействия.

Техническая наблюдательность отличается гибкостью, легко переключается с одного объекта на другой, помогает критически воспринимать, видеть недостатки и на этой основе определять задачи по их устранению и совершенствованию технических объектов. Было бы неправильным делать вывод о том, что наблюдательность свойственна только людям с техническими способностями. Она необходима во всех сферах деятельности, но в технических способностях ее роль особенно заметна. Эксперименты подтверждают предположения о том, что у учащихся, способных к технике, наблюдательность развита достаточно высоко. Следовательно, наблюдательность — неотъемлемое свойство личности, успешно занимающейся технической деятельностью.

Пространственное воображение — важнейший компонент технических творческих способностей. В работе конструктора — создателя новой техники, велика роль пространственного воображения. Особенность его творчества состоит в том, что свои замыслы он излагает своеобразным языком чертежа. Конструктор сохраняет в своем сознании основные, наиболее существенные и решающие элементы конструкции и далее начинается процесс, состоящий из аналитических расчетов и графического выполнения различных чертежей. В процессе конструирования пространственное воображение и выполняемый чертеж находятся во взаимодействии, причем первое всегда опережает второе.

Техническое мышление — важнейший компонент технических творческих способностей. Мыслительная деятельность человека, связанная с созданием и обслуживанием разнообразной техники, отличается от других видов деятельности тем, что она всегда носит теоретико-практический характер. Техническое мышление происходит как оперирование техническими образами предметов, находящихся не только в статическом, но и в динамическом положении в пространстве. Техническое мышление человека формируется в основном в процессе решения производственно-технических задач.

В процессе обучения оно проявляется также при усвоении инструкций, рассматривании образцов, ознакомлении с отдельными деталями этих конструкций, при чтении чертежей, схем, проектов, карт технологических процессов и др. Процессы понимания в практическом мышлении проявляются в поиске и нахождении ответов на вопросы: «Из чего это сделано?», «Как сделано?», «Почему сделано так, а не иначе?». Степень понимания техники на определенных этапах обучения представлено непосредственным воспроизведением усвоенных объяснений преподавателя и прочитанного в учебных пособиях об устройстве и действии машин, механизмов, приборов и др. Необходимо отметить, что двоякое проявление мышления в технической деятельности — понимание и самостоятельное решение задач — неразрывно связаны между собой. Понимание техники — это основное условие успешного самостоятельного решения технических задач. Необходимо отметить, что целесообразная деятельность человека, в которой проявляется практическое мышление, требует предварительных теоретических знаний о качестве предметов, изменяемых в практике.

Практические занятия при рациональной подготовке дела должны служить не только средством для овладения трудовыми умениями и навыками, но и способом познания свойств и закономерностей в вещах и явлениях окружающей действительности, средством развития конструкторско-технологического мышления. Будут ли технические способности проявляться на уровне репродуктивном или творческом определяется развитием технического мышления.

^ Основными путями формирования указанных способностей в процессе технического творчества являются:

— ознакомление с актуальными направлениями научно-технического прогресса;

— усвоение научных основ современной техники и технологии, их применение в реализации творческих технических задач;

— осуществление политехнической направленности в процессе технического творчества;

— формирование общетрудовых умений;

— постановка творческих и исследовательских задач.

Успешность формирования технических творческих способностей учащихся в большой мере зависит от уровня подготовки учителей, их перспективно значимых профессиональных качеств, педагогического мастерства, содержания программы, используемых организационных форм и методов.

Лекция 2. Понятие технических объектов, систем и технологий. Критерии развития техники.

pedagogikali-tehnologiyalardi-oitu-zhjesnde-oldanudi-timd-zholdari.html
pedagogikani-oitu-dstemes-pnn-ou-dstemelk-keshen-5v010300-pedagogika-zhne-psihologiya-mamandiina-arnalan.html
pedagogka-yak-nauka-pro-vihovannya.html
pedestal-kommersant-dengi-01122008-047-str-6-novosti-pervij-kanal-29-11-2008-12-00-8.html
pediatriya-bbk-573-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2007-goda.html
pediatriya-ohrana-materinstva-i-detstva-nnij-medicinskij-universitet-barnaulskij-bazovij-medicinskij-kolledzh.html
  • writing.bystrickaya.ru/identifikaciya-pishevih-produktov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sledi-misli-l-v-shaposhnikova-vrata-v-budushee.html
  • education.bystrickaya.ru/2-klassifikaciya-sistem-ucheta-zatrat-sistema-ucheta-zatrat-i-kalkuliroaniya-sebestoimosti-produkcii-rabot-uslug.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-a-ananev-supi-chast-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/poryadok-skladannya-rozglyadu-zatverdzhennya-derzhavnogo-byudzhetu-ukrani.html
  • desk.bystrickaya.ru/ostavlennost-ieromonah-damaskin-hristensen-ne-ot-mira-sego-zhizn-i-uchenie-ieromonaha-serfima-rouza-platinskogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sistema-upravleniya-bazoj-dannih-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-44-pravila-organizacii-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-oborudovaniya-zdanij-i-sooruzhenij-elektrostancij-i-setej.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bal-hishnikov-podlinnaya-istoriya-drexel-burnham-i-vzlet-imperii-musornih-obligacij-pinguin-books-olimp-biznes-moskva-2004-stranica-14.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-teoriya-veroyatnostej-matematicheskaya-statistika-i-sluchajnie-processi-dlya-specialnostej-230105-programmnoe-obespechenie-vichislitelnoj-tehniki-i-avtomatizirovannih-sistem.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referati-na-sportivnuyu-tematiku.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-devyataya-sklonivshis-kamatha-i-drugie-mudreci-stali-zadavat-emu-voprosi-4.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-mudreci-first-published-by-penguin-books-ltd-harmondsworth-middlesex-england.html
  • studies.bystrickaya.ru/etrusskij-portret.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnometodicheskoe-posobie-po-istorii-kinoiskusstva-chast-ii-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-pochva.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-10-glossarij-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnostyam-mirovaya-ekonomika.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-tretya-proekt-2000-538-s-seriya-koncepcii.html
  • grade.bystrickaya.ru/napravlennost-dnya-svyatogo-valentina-arstvenno-konfessionalnih-otnoshenij-i-prava-grazhdansko-pravovaya-i-ugolovno-pravovaya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iii-vserossijskaya-konferenciya-xiii-shkola-molodih-uchenih.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-b-25-proektirovanie-predpriyatij-avtomobilnogo-transporta.html
  • composition.bystrickaya.ru/poka-ne-znayu-chto-predprimu-kogda-poluchu-po-voprosu-bolshe-informacii-no-sejchas-ya-dolzhen-vse-imeyushiesya-poka.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-svoem-doklade-ya-kosnus.html
  • bukva.bystrickaya.ru/podprogramma-kompleksnaya-programma-modernizacii-sistemi-professionalnogo-obrazovaniya-respubliki-bashkortostan-na-2011-2015-godi-dolgosrochnoj-celevoj-programmi-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-raboti-nauchnoj-shkoli-18-iyunya-ponedelnik-filosofskij-fakultet-aud-108-mediafilosofiya-moderator-d-f-n-prof-savchuk-valerij-vladimirovich-10-00-11-00.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vcelyah-realizacii-federalnogo-zakona-ob-organizacii-predostavleniya-gosudarstvennih-i-municipalnih-uslug-ipovisheniya-effektivnosti-predostavleniya-gosudarstven-stranica-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tipichnie-proyavleniya-emocionalnih-sostoyanij-bandurka-bocharova-zemlyanskaya-yuridicheskaya-psihologiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aziya-i-okeaniya-zakon-i-blagaya-vest-25.html
  • desk.bystrickaya.ru/oformlenie-p-petrova-yalom-i-vglyadivayas-v-solnce-zhizn-bez-straha-smerti-irvin-yalom-per-s-angl-a-petrenko-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-bezhencev-posle-vozvrasheniya-na-rodinu-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-01012002-goda-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2003-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priblizhennie-metodi-resheniya-uravnenij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-filosofiya-020801-65-ekologiya-stranica-8.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-socialnoj-sfere.html
  • school.bystrickaya.ru/gdrologchn-procesi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.