.RU

«Одаренность человека это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»



Тема: «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ»

Доклад подготовила: Плотникова Л.П.

Цели: изучить теорию вопроса; рассмотреть педагогический опыт работы с одаренными обучающимися; обсудить возможность использования предложенных форм работы в собственной практике.


«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», - В. А. Сухомлинский .

1. Выступление заместителя директора по УВР.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Сегодня мы часто будем обращаться к таким словам как «одарённость, одарённый ребёнок, креативность».
Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Одаренность  можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
(Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:
1) высокий интеллект - высокая креативность;
2) высокий интеллект — низкий уровень креативности;
3) низкий интеллект — высокая креативность;
4) низкий интеллект — низкий уровень креативности.
Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.)

* ^ Виды одарённости.  Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная,  общая и специальная. Общая проявляется  по отношению к различным  видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.). Предлагаю более приемлемую в нашей школе – виды одарённости по видам деятельности.

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:
- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными воз¬можностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
- .работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.
 В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.
ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.
Одна из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД
1. Создать систему выявления ОД:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное  и профильное  обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
4. Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады

Разминка:
Предлагаю коллегам перечень личностных  и деловых  качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, “на лету” схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!
* Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога:
 - желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
— знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.
Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
* Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе.  По окончанию учебного года руководители  предметных МО определяют сроки декад и 1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы. Многие, но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает учитель-предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их  раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские   способности.
* Большую работу проводят наставники, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и городских, и окружных конференциях «Молодые исследователи». Отрадно, что у учителей и учащихся 4-х классов тоже появилась такая возможность принимать участие в конференции «Юные исследователи». Уже есть участники, есть и победители. Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько это неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах, конкретных знаниях, вы помогаете сделать ученику шаг в будущее.  Исследовательская деятельность развивает  свойства  мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.


1. Создание условий,  стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:
 создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.
 2. Как учить? — учить находить необычные нестандартные решения.
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.

*Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.

Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.

Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.
Решение педагогического совета на тему:
«Одарённые дети и особенности работы с ними» от 29.01.2009

1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
2. Спланировать мероприятия по преемственности обучения учащихся по программе.  
3. Психологам  школы совместно с классными руководителями  регулярно проводить диагностику по изучению способностей учащихся  и систематически  анализировать результативность их развития.
4. С целью привлечения учащихся к самооценке своей деятельности организовать конкурс “Портфолио девятиклассника” (ответ. кл. руководители 9-х классов)
5. Стимулировать творческую деятельность педагогов и работать  по созданию условий для удовлетворения их потребностей (отв. администрация школы).












old-english-alphabet-uchebno-metogdicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-02-istoriya-yazika-osnovnaya-obrazovatelnaya.html
oldanilan-debietter-tzm-1a-rahimbaeva-sayasattanu-astana-2012.html
oldfild-enn-16831730-i-a-musskij-100-velikih-akterov.html
oldos-haksli-kontrapunkt-o-kak-udel-tvoj-zhalok-chelovek-stranica-2.html
oldos-haksli-kontrapunkt-o-kak-udel-tvoj-zhalok-chelovek-stranica-7.html
ole-ole-ole-nezavisimaya-gazeta-melikova-natalya-22112007-250-str-1-gosduma-rf-monitoring-smi-22-noyabrya-2007-g.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-studentov-vuzov-izuchayushih-istoriyu-kulturologiyu-politologiyu-filosofiyu-i-sociologiyu-stranica-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stolknovenie-protivnika-s-pogranichnikami-pyat-dnej-do-okkupacii-zhejmyalisa-22-26-iyunya-1941-goda.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zamechennie-nesootvetstviya-stranica-16.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-mezhregionalnom-istoriko-prosvetitelskom-konkurse-issledovatelskih-i-tvorcheskih-rabot-studentov-i-shkolnikov-sluzhenie-otechestvu-sobitiya-i-imena-v-2012-godu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nii-gigieni-profpatologii-i-ekologii-cheloveka-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/problematika-upravleniya-bankovskoj-industriej.html
  • textbook.bystrickaya.ru/himicheskie-i-pishevie-proizvodstva-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-aprel-2007-god.html
  • student.bystrickaya.ru/14-interferenciya-voln-uchebnoe-posobie-ufa-2008-udk-531075-3-bbk-22-2ya73.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-pp-povestka-dnya-prikaz-23-12-2010-g-g-simferopol-543-ob-utverzhdenii-plana-raboti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-mesto-celi-i-zadachi-uchebnoj-disciplini-v-obshej-strukture-bakalavrskoj-inzhenernoj-i-magisterskoj-podgotovki-studenta-kalendarnij-plan-disciplini.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-23-oktyabrya-2008-g-n-266-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-po-ispolneniyu-federalnoj-sluzhboj-po-ekologicheskomu-tehnologicheskomu-i-atomnomu-nadzoru-gosudarstvennoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-7-organizaciya-raboti-s-dokumentami-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080106-51-finansi-po.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naviki-stressoustojchivosti-upravlenie-sobstvennim-emocionalnim-sostoyaniem.html
  • spur.bystrickaya.ru/mareev-s-n-mareeva-e-v-istoriya-filosofii-obshij-kurs-uchebnoe-posobie-stranica-5.html
  • control.bystrickaya.ru/eastern-circassian-kabardian-cherkess-dictionaries-adige-shenhabzem-re-literaturemre-ya-zhurnal.html
  • student.bystrickaya.ru/31-soedineniya-rukovodstvo-polzovatelya-carel.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskij-konkurs-tehnicheskogo-tvorchestva-studentov-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij-startoval-v-tveriitar-tass18112009.html
  • klass.bystrickaya.ru/azatelekom-akcionerlk-oami-akcionerlern-zhalpi-zhinalisini-2008-zhili-11-naurizdai-sheshmmen-35-hattama-bektld-29-12-2011zh-zhadaj-bojinsha-azatelekom.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-altajskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossijskuyu-federaciyu-sootechestvennikov-prozhivayushih-za-rubezhom-na-2009-2012-godi-stranica-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-8-nanotehnologii-i-novie-materiali.html
  • lecture.bystrickaya.ru/atomnij-vznos-pravitelstva-svoem-vistuplenii-ministr-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya-tatyana-golikova.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-na-okazaniya-uslug-dlya-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-stranica-11.html
  • college.bystrickaya.ru/25-tip-referencii-vashi-dejstviya-svetlana-ivanova-iskusstvo-podbora-personala-kak-ocenit-cheloveka-za-chas-alpina.html
  • institut.bystrickaya.ru/strategiya-diagnostiki-i-lecheniya-ishemicheskoj-bolezni-serdca-v-torako-abdominalnoj-onkohirurgii-14-01-12-onkologiya-14-01-04-vnutrennie-bolezni.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-te-dni-kak-presnenskoe-pole-a-s-pushkin-pervij-vzdoh-poeta-pervij-shag.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-masonstva-chast-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/apparat-iskusstvennoj-ventilyacii-legkih.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-i-rezultati-podgotovki-uchashihsya-k-teoreticheskomu-konkursu-olimpiadi-po-fizicheskoj-kulture-spisok-literaturi-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-novosheshminskoj-detskoj-shkoli-iskusstv-na-2013-2014-uchebnij-god-s-novosheshminsk-rt.html
  • tests.bystrickaya.ru/laureat-1-stepeni-1-mesto-2-diplomant-finalist-26-prizeri-diplomi-uchastnika-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strategicheskoe-planirovanie-uchebnoe-posobie-moskva-2011-fgb-ou-vpo-moskovskij-gosudarstvennij-universitet-putej-soobsheniya-kafedra-ekonomiki-stroitelnogo-proizvodstva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-meropriyatiya-po-prioritetnomu-nacionalnomu-proektu-plan-na-2010-god-mln-rublej-osvoeno-v-2010-godu-mln-rublej.html
  • pisat.bystrickaya.ru/titulnoe-strahovanie-istochnik-moskovskij-komsomolec-data-26062007.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kompyuternaya-grafika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.