.RU

«Одаренность человека это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»



Тема: «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ»

Доклад подготовила: Плотникова Л.П.

Цели: изучить теорию вопроса; рассмотреть педагогический опыт работы с одаренными обучающимися; обсудить возможность использования предложенных форм работы в собственной практике.


«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», - В. А. Сухомлинский .

1. Выступление заместителя директора по УВР.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Сегодня мы часто будем обращаться к таким словам как «одарённость, одарённый ребёнок, креативность».
Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Одаренность  можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
(Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:
1) высокий интеллект - высокая креативность;
2) высокий интеллект — низкий уровень креативности;
3) низкий интеллект — высокая креативность;
4) низкий интеллект — низкий уровень креативности.
Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.)

* ^ Виды одарённости.  Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная,  общая и специальная. Общая проявляется  по отношению к различным  видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.). Предлагаю более приемлемую в нашей школе – виды одарённости по видам деятельности.

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:
- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными воз¬можностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
- .работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.
 В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.
ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.
Одна из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД
1. Создать систему выявления ОД:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное  и профильное  обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
4. Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады

Разминка:
Предлагаю коллегам перечень личностных  и деловых  качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, “на лету” схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!
* Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога:
 - желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
— знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.
Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
* Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе.  По окончанию учебного года руководители  предметных МО определяют сроки декад и 1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы. Многие, но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает учитель-предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их  раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские   способности.
* Большую работу проводят наставники, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и городских, и окружных конференциях «Молодые исследователи». Отрадно, что у учителей и учащихся 4-х классов тоже появилась такая возможность принимать участие в конференции «Юные исследователи». Уже есть участники, есть и победители. Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько это неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах, конкретных знаниях, вы помогаете сделать ученику шаг в будущее.  Исследовательская деятельность развивает  свойства  мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.


1. Создание условий,  стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:
 создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.
 2. Как учить? — учить находить необычные нестандартные решения.
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.

*Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.

Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.

Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.
Решение педагогического совета на тему:
«Одарённые дети и особенности работы с ними» от 29.01.2009

1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
2. Спланировать мероприятия по преемственности обучения учащихся по программе.  
3. Психологам  школы совместно с классными руководителями  регулярно проводить диагностику по изучению способностей учащихся  и систематически  анализировать результативность их развития.
4. С целью привлечения учащихся к самооценке своей деятельности организовать конкурс “Портфолио девятиклассника” (ответ. кл. руководители 9-х классов)
5. Стимулировать творческую деятельность педагогов и работать  по созданию условий для удовлетворения их потребностей (отв. администрация школы).












old-english-alphabet-uchebno-metogdicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-02-istoriya-yazika-osnovnaya-obrazovatelnaya.html
oldanilan-debietter-tzm-1a-rahimbaeva-sayasattanu-astana-2012.html
oldfild-enn-16831730-i-a-musskij-100-velikih-akterov.html
oldos-haksli-kontrapunkt-o-kak-udel-tvoj-zhalok-chelovek-stranica-2.html
oldos-haksli-kontrapunkt-o-kak-udel-tvoj-zhalok-chelovek-stranica-7.html
ole-ole-ole-nezavisimaya-gazeta-melikova-natalya-22112007-250-str-1-gosduma-rf-monitoring-smi-22-noyabrya-2007-g.html
  • report.bystrickaya.ru/kitaj-referat-po-geografii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/subhangulova-elvira-ti-na-kartu-posmotri-i-najdi-shaim.html
  • occupation.bystrickaya.ru/najdish-v-m-n20-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-uchebnik-izd-2-e-pererab-i-dop-stranica-8.html
  • shkola.bystrickaya.ru/molochnaya-zheleza.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-sostavlennie-k-tekstu-o-v-m-shukshine-1-chelovek-otvechaet-na-vopros-tovarisha-potom-sam-zadayot-svoj-vopros.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podsoznanie-psihologam-interesuyushimsya-ezoterikoj-ezoterikam-i-vsem-kto-schitaet-chto-on-imeet-ushi-chtobi-slishat.html
  • lesson.bystrickaya.ru/polnoe-naimenovanie-organizacii-imenuemoe-v-dalnejshem-zakazchik-v-lice.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-osnovi-finansovogo-menedzhmenta.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/usloviya-tvorcheskogo-konkursa-specialnij-agent.html
  • literature.bystrickaya.ru/data-2001g-d-e-n-prof-zahid-farruh-mamedov-docent-v-z-zejnalov.html
  • education.bystrickaya.ru/-kommunist-1990-11-s-9697-yale-university-press.html
  • pisat.bystrickaya.ru/toni-kliff-otvetil-na-eti-i-drugie-voprosi-40-let-nazad-kogda-on-napisal-etu-knigu-stranica-3.html
  • books.bystrickaya.ru/enciklopediya-zagadochnogo-i-nevedomogo-stranica-19.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-otchet-o-prodelannoj-rabote-po-nir-za-2013-2014-uchebnij-god.html
  • institut.bystrickaya.ru/teni-za-scenoj-bushkov-aleksandr-rossiya-kotoroj-ne-bilo-tom-4.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vozvrat-podohodnogo-naloga-uderzhannogo-u-istochnika-viplati.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-informacionnie-tehnologii-stranica-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/prostranstvenno-vremennie-ogranicheniya-kniga-e-giddensa-eto-kurs-lekcij-kotorij-avtor-chitaet-uzhe-mnogo-let-v-oksforde.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-razvitie-telekommunikacionnoj-industrii-rossii-kak-osnovi-nacionalnoj-modeli-informacionnogo-obshestva-stranica-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vi-fenomenologiya-edmunda-gusserlya-sovremennaya-zapadnaya-filosofiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stoimost-mashini-tisr-v-cenah-1984-g-proekt-proizvodstva-rabot-na-stroitelstvo-avtomobilnoj-dorogi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-31-avgusta-2006-g-n-665-r-ob-utverzhdenii-polozheniya-ob-upravlenii-veterinarii-lipeckoj-oblasti-funkciya-stranica-19.html
  • holiday.bystrickaya.ru/modalnoe-znachenie-nezhelatelnosti-dejstviya-v-strukture-bezlichnogo-predlozheniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobranie-107.html
  • institute.bystrickaya.ru/frejya-asvinn-runi-i-misterii-severnih-narodov-runi-i-zhenskaya-sila-stranica-12.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-zaklyuchenie-perspektivi-i-plani-razvitiya-publichnij-doklad.html
  • tests.bystrickaya.ru/materialt-na-knigata-e-iz-stenogrami-stranica-12.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sootnesite-proizvedeniya-zhanri-i-avtorov-russkoj-i-zarubezhnoj-literaturi-prostavte-cifri-v-kazhdoj-kolonke.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-kursovih-i-kvalifikacionnih-rabot-po-ugolovnomu-pravu-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ugolovnoe.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-opd-f-3-logika-i-teoriya-argumentacii-dlya-specialnosti-030602-65-svyazi-s-obshestvennostyu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvo-i-lichnost-chast-6.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-13-t-14-tajni-snezhnogo-cheloveka-velikie-tajni.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-filosofiya-religii-gegelya-uchebnoe-posobie-dlya-filosofskih-fakultetov-universitetov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prestolonasledie-kak-faktor-evolyucii-drevnerusskogo-gosudarstva-ix-xv-vv.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-gumm-vospitaniya-fil-mirovozzrench-orientaciya-lichnosti-v-ponimanii-svoego-mesta-v-mire-v-svoej-cennosti-i-unikalnosti-vospitanie-kak-smisloporazhdayushij-pr-ss-okazanie-pomoshi-v-postroenii-ya-koncepcii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.