.RU

Очевидно, что развить у школьников общеучебные умения и навыки невозможно без интеграции различных учебных дисциплин. Но как на практике организовать такую инте


Очевидно, что развить у школьников общеучебные умения и навыки невозможно без интеграции различных учебных дисциплин. Но как на практике организовать такую интеграцию с учетом необходимости подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА? Как поддержать деятельность учителей в их работе по развитию общеучебных умений и навыков?


Основа интеграции учебных предметов — развитие общеучебных умений и навыков


И.И. Торботряс, заведующая кафедрой словесности, С.П. Доброшевская, кандидат биологических наук, руководитель области взаимодействия «Подходы к учению» гимназии № 45 Москвы


^ Какая интеграция необходима

Одной из основных проблем современного школьного образования является отсутствие целостности, взаимосвязи между предметами. Это является отражением ситуации в науке и в мире вообще: если человек занимается отдельной областью знания, то огромные массы информации, необходимые для того, чтобы быть высококвалифицированным специалистом в ней, не дают возможности совершенствовать себя в других сферах. Тем не менее сегодня становятся все более актуальными междисциплинарные исследования, так называемые «исследования на стыке наук».

Тем более неправильна ситуация в школе, когда ученик, чему-либо научившийся, скажем, на математике, приходя на биологию, не может применить полученные умения. Или умение работать с текстом, полученное в ходе изучения русского языка и литературы, не используется при работе с научным текстом на физике или химии.

В нашей гимназии был предложен подход к интеграции предметов на основе общеучебных умений и навыков, и разработана технология его внедрения в процесс обучения. Таким образом мы решаем ряд актуальных для современной школы задач. Сегодня развитие общеучебных умений определяется как одно из приоритетных направлений развития школы в «Концепции структуры и содержания общего образования»*. Одной из самых важных задач образования становится не трансляция знаний, а компетентностный подход, «который, в частности, характеризуется ориентацией обучения на формирование общеинтеллектуальных, универсальных умений и навыков (компетенций)»**.


^ Технология совместной работы учителей по развитию общеучебных умений и навыков

Мы предлагаем методику и управленческие механизмы внедрения технологии работы по развитию общеучебных умений и навыков, апробированные в нашей гимназии.


Технология совместной работы учителей по развитию общеучебных умений и навыков

1. Выбираются приоритетные на соответствующий учебный период (год или полугодие) общеучебные умения и навыки

2. Проводится семинар для учителей по возможным формам отработки этих умений и навыков, и именно это становится основой для междисциплинарного подхода

3. После семинаров проходит горизонтальное планирование, на котором учителя договариваются о возможных «точках пересечения»

4. Материалы семинара публикуются на сайте, чтобы к ним можно было обращаться при планировании уроков

5. Один раз в полугодие проводится посещение уроков каждого учителя в параллели с целью оценки применения им полученных на семинаре знаний. Для анализа посещенных уроков разработана специальная форма

6. На следующем семинаре наиболее интересные и результативные формы работы представляются другим учителям гимназии


Такая система работы дает возможность унификации форм работы на разных предметах, как гуманитарных, так и естественно-научных, позволяет решить одну из важных задач — настроить учителей на использование наиболее эффективных приемов работы, сделать так, чтобы основные принципы деятельности по развитию общеучебных умений и навыков стали общими для всех членов педагогического коллектива.


^ Семинары для педагогов

Однако, чтобы система заработала, нужно обучить ей педагогов. С этой целью мы регулярно проводим специальные семинары. К настоящему времени проведены семинары по следующим проблемам (см. табл.).

Семинары, ориентированные на поддержку деятельности учителя по развитию общеучебных умений и навыков


Тема семинара

Целевая группа

Формы и методы работы с текстом

Все учителя гимназии

Мнемотехнические приемы запоминания информации

Учителя 5–6-х классов

Визуальные способы работы с текстовой информацией

Учителя 5–6-х классов

Как написать реферат

Учителя 7–8-х классов

Работа с инструкцией

Учителя 5–6-х классов

Как написать аргументативное эссе. Тезирование, аргументация

Учителя 7–8-х классов


Следует отметить, что несколько семинаров, в частности, посвященных формам работы с текстом, написанию рефератов и эссе, проводили филологи, семинар по мнемоническим приемам запоминания был организован школьным психологом, семинар о формах работы с визуальной информацией готовили как филологи, так и учителя вторых иностранных языков — то есть в деятельность были вовлечены педагоги различных учебных дисциплин. Таким образом опыт каждого оказывается востребован всеми.

Семинары проводятся в рамках горизонтального планирования, которое дает возможность учителям одной параллели соотнести темы и подходы к преподаванию. Мы считаем наиболее логичным проведение семинаров с последующим горизонтальным планированием для учителей 5–6-х и 7–8-х классов. Такое деление на группы оправданно: каждой возрастной группе учеников соответствует свой набор умений и навыков. Во время горизонтального планирования после семинара учителя договариваются о проведении совместных работ. Основой для совмещения становится не только общая тема, но и отработка близких умений и навыков.

Особенно важной при таком подходе становится роль кафедры русского языка и литературы. Умение работать с письменными и устными текстами выделяется как одно из важнейших среди общеучебных умений и навыков***. Действительно, работа с текстом ведется на всех уроках, и научить учителей разных предметов формам работы с текстом — весьма актуальная задача. Именно поэтому первым семинаром, проведенным для учителей гимназии, был семинар по формам работы с текстом.


^ Подходы к интеграции предметов

Если один учитель-предметник обучает некоторым умениям и навыкам, а потом другие учителя «вливают» в эту форму свое содержание, не тратя времени на освоение формы, это оказывается полезным для всех. Предложенный подход к интеграции предметов можно назвать «цепочным»: на одном предмете осваиваются умения и навыки, которые потом используются на другом / других предметах.

Например, после обучения написанию тезисов и реферированию на уроках русского языка и литературы, становится возможным, не осваивая заново форму, проводить подобные работы на ряде других предметов. Таким образом экономится время урока, и предлагаемая форма становится действительно освоенной, так как педагоги обращаются к ней не эпизодически, а систематически на разных предметах.

Приведем пример иного подхода: на каждом предмете при выполнении этой работы решаются свои, специфически предметные, задачи, но работа получается общей, при этом тематически предметы не соотносятся, основой для интеграции становится один материал, освоение которого происходит на разных предметах в соответствии с их специфическими задачами.

Вот один из примеров интеграции предметов такого рода. В 7-х классах по предмету ИКТ (информационные технологии) изучается программа KeyNote, и ребята учатся делать электронные презентации. В это же время на уроках МХК изучается культура Древней Греции. Учитель МХК подбирает тексты на определенную тему по своему предмету и передает их учителю русского языка. На уроке русского языка идет работа с текстом: текст делится на смысловые части, и каждая часть «сжимается» с помощью изученных до этого приемов. Деление на смысловые части соответствует делению презентации на слайды. Далее работы учеников передаются учителям информатики, и учащиеся делают каждый свою электронную презентацию. Демонстрация работы происходит на уроке МХК. Получается, что новый материал рассказывает не учитель, а сами учащиеся друг другу. Возникает диалог, формируется культура диалога, умение формулировать вопросы и отвечать на них без предварительной подготовки, умение работать с аудиторией и т.д.

На уроке присутствуют учителя всех трех предметов, каждый оценивает свой аспект работы. После проведения таких уроков проводится рефлексия как с учениками («Чему я научился?»), так и с учителями (осмысление удачного и неудачного в проведенной работе). Требования к работе публикуются на сайте гимназии в разделе «Проектная деятельность».

Работа по обучению подготовке тезисов и «сжатию» текста начинается на уроках русского языка с 7-го класса и предшествует приведенному выше типу работы.

При таком подходе в преподавании русского языка намечаются дополнительные аспекты, обращается внимание на роль языка в передаче любой информации, демонстрируются возможности применения полученных на уроках русского языка и литературы умений и навыков в других областях знания. Таким образом повышается мотивация учащихся, как это всегда происходит при практико-ориентированном подходе.

Если же говорить шире, то предложенный нами подход к интеграции представляется достаточно плодотворным, так как:

• не требуется менять избранные школой образовательные программы, все делается в рамках тех программ, по которым учителя уже работают;

• учитываются потребности всех предметов учебного плана;

• учителя различных предметов проводят работу по формированию одних и тех же умений и навыков, что способствует лучшему их формированию у учеников, а также экономит время на уроке и за его пределами благодаря возможности работы только с содержанием без освоения формы;

• освоение учениками соответствующих умений и навыков делает их более конкурентоспособными, успешными, готовыми к плодотворной деятельности.


_________________

* Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства РФ от 23.03.2001 № 224 // Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. — М.: АПК и ПРО, 2002.

** Федосеева А.П. Уточнение общеучебных умений и навыков с учетом использования средств информационных и коммуникационных технологий.URL: http://ito.edu.ru/2002/I/1/I-1-634.html

*** Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. URL:http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm


© Практика административной работы в школе №8, 2010

ogni-ukazatelya-vhoda-v-stvor-vpp-metodicheskoe-posobie-po-perevodu-sokrashenij-i-virazhenij-chasto-vstrechayushihsya.html
ogon-bez-komandi-rossijskaya-gazeta-mihail-pinkus16-09-2009-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-16-sentyabrya-2009-g.html
ogon-v-torfyanikah-bez-trubi-nikuda-vestiru-22082010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-20-22.html
ogon-vokrug-razgoralsya-vse-silnej-plamya-obzhigalo-ego-so-vseh-storon-goryachimi-yazikami-prichinyaya-silnuyu-bol-no-on-ne-mog-poshevelitsya-vse-telo-slovno-onem-stranica-3.html
ogon-vokrug-razgoralsya-vse-silnej-plamya-obzhigalo-ego-so-vseh-storon-goryachimi-yazikami-prichinyaya-silnuyu-bol-no-on-ne-mog-poshevelitsya-vse-telo-slovno-onem-stranica-8.html
ogorod-pod-pologom-lesa.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povedencheskaya-reakciya-pokupatelya-l21-lamben-zhan-zhak-strategicheskij-marketing-evropejskaya-perspektiva.html
  • books.bystrickaya.ru/elementi-vtorichnogo-kvantovaniya-idealnim-gazom-mi-nazivaem-sistemu-iz-n-chastic-s-gamiltonianom.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskaya-federaciya-administraciya-krasnosulinskogo-rajona-rostovskoj-oblasti-postanovlenie.html
  • write.bystrickaya.ru/et-linterprtation-sotrique-stranica-13.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vihodnie-prazdnichnie-kanikulyarnie-dni-2-kodeks-vospitatelya-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-modulya-mirovozzrencheskie-aspekti-prepodavaniya-predmetov-pri-perehode-na-fgos-v-osnovnoj-shkole-16-chasov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-osnovi-kommunikativnoj-kulturi-prepodavatelya-specialnost-fizika-010400-tomsk-2000.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informaciya-dlya-pervichnogo-napolneniya-internet-sajta-ais-sootechestvenniki-po-dalnegorskomu-gorodskomu-okrugu-vklyuchennogo-v-programmu-primorskogo-kraya-po-oka.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-v-socialnuyu-epistemologiyu-yazika.html
  • school.bystrickaya.ru/kompyuter-v-sovremennom-ofise-i-ego-ekologicheskaya-bezopasnost.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ekzamenov-v-aspiranturu-po-specialnosti-12-00-14-administrativnoe-pravo-finansovoe-pravo-informacionnoe-pravo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bezkorpusnaya-germetizaciya-poluprovodnikovih-priborov-chast-3.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zahariya-sitchin-bogi-armageddona-inogda-oni-vozvrashayutsya-stranica-17.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-izucheniya-disciplini-cel-i-zadachi-disciplini.html
  • college.bystrickaya.ru/3-pokazateli-deyatelnosti-oao-tfk-kamaz-godovoj-otchet-oao-torgovo-finansovaya-kompaniya-kamaz-za-2010-god-2011-god.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dinamika-soderzhaniya-tyazhelih-metallov-svinca-kadmiya-medi-i-cinka-v-travyanom-pokrove-estestvennih-pastbish-prigorodnih-hozyajstv-g-krasnoyarska-borcova-i-yu.html
  • studies.bystrickaya.ru/cellyulit.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/paradoksi-religii-i-razuma-belov-v-i-nauka-o-dushe-i-zhizni-doc.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-primeneniya-uslovnogo-osuzhdeniya-nekotorie-faktori-vliyayushie-na-realizaciyu-i-stanovlenie-yuvenalnoj-yusticii-v-rossii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennie-modeli-v-teorii-perevoda.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-p-gajdenko-istoriya-grecheskoj-filosofii-v-ee-svyazi-s-naukoj-stranica-16.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-realizacii-programm-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-sankt-peterburgskogo-gosudarstvennogo-universiteta-po-specialnosti-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sliyaniya-i-poglosheniya-osobennosti-sliyanij-i-pogloshenij-v-rossii-chast-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/lechebnij-fitocentr-feniks-stranica-10.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informiruem-vas-o-tom-chto-aviakompaniya-transaero-nachinaet-vipolnyat-novij-regulyarnij-rejs-po-marshrutu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/traceroute-unix-ili-tracert-windows-sredstva-diagnostiki-seti-lekciya-informacionn.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-p7-plana-meropriyatij-federalnoj-celevoj-programmi-antiterror-2005-2007-sekretno.html
  • composition.bystrickaya.ru/permskij-kraj-programma-5-8-dekabrya-2006-goda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-i-pravila-provedeniya-vstupitelnogo-ispitaniya-v-magistraturu-po-napravleniyu-podgotovki-035700-lingvistika.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-gazovozdushnij-trakt-dimovie-trubi-ochistka-dimovih-gazov-stroitelnie-normi-i-pravila-normi-proektirovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-menedzhment-specialnost.html
  • books.bystrickaya.ru/bertran-rassel-chelovecheskoe-poznanie-ego-sferi-i-granici.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vserossijskaya-molodezhnaya-shkola-konferenciya-s-ovremennie-problemi-metallovedeniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-suzhenie-i-fiksaciya-vnimaniya-na-vnutrennih-perezhivaniyah-vvod-cheloveka-v-ustojchivij-trans.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-etl-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.