.RU

«очертание, внешний вид, образ»


Краткий словарь литературоведческих терминов

(изобразительно-выразительные средства речи)

Фигуры речи и тропы

Фигуры речи

Фигура речи (лат. «очертание, внешний вид, образ») – средство выразительности. Термин «фигура» может использоваться в широком и узком смысле. В широком смысле фигурами называют все разнообразные средства выразительности. Чаще всего термин используют в узком значении: для определения стилистической окраски текста.

1

Повто́р – родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят: повторы звуковые (аллитерация, ассонанс и др.), синтаксические (синтаксический параллелизм и др.), фразовые (рефрен, припев), лексические (анафора, эпифора и др.), образные (повторы мотивов, ситуаций). («Царь с царицею простился, / В путь-дорогу снарядился»; «Ждет-пождет с утра до ночи…»; «О, сколько лиц бесстыдно-бледных, // О, сколько лбов широко-медных // Готовы от меня принять // Неизгладимую печать!» – П.)

Аллитера′ция – звукопись*; повторение в тексте согласных, создающих звуковой образ, усиливающих выразительность поэтической речи. («Тяжело-звонкое скаканье / По потрясенной мостовой». – П.)

*Звукопись – художественный прием; заключается в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира: шум дождя, свист ветра, щебетание птиц и т.п. («Ты, волна моя, волна! / Ты гульлива и вольна; / Плещешь ты, куда захочешь, / Ты морские камни точишь…» – П.)

Ассона′нс – звукопись; повторение одинаковых или похожих гласных звуков, создающих звуковой образ, усиливающих выразительность поэтической речи. («Тиха украинская ночь. / Прозрачно небо. Звезды блещут». – П.)

Звукоподражание – звукопись; передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание передаваемых явлений. («И взвившись, занавес шумит…» – П.)

Антите′за – противопоставление слов, образов; выражается при помощи антонимов. («Ты богат, я очень беден; // Ты прозаик, я поэт; // Ты румян как маков цвет, // Я как смерть и тощ и беден». – П.)

Ана′фора – единоначатие. («Мне не смешно, когда маляр негодный / Мне пачкает Мадонну Рафаэля, / Мне не смешно, когда фигляр презренный / пародией бесчестит Алигьери» – П.)

Эпи′фора – повторение слов в конце фразы. («Вот на берег вышли гости, / Царь Салтан зовет их в гости…». Стихотворение А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман».) Вид эпифоры – рифма («Ступай назад, я не шучу! / Как раз нахала проглочу!» – П.)

2

Града′ция – постепенное усиление или ослабление признака (однородные выразительные средства: эпитеты, метафоры и другие тропы: «А ты, младое вдохновенье… / Не дай остыть душе поэта, / Ожесточиться, очерстветь, / И наконец окаменеть» – П.).

Инве′рсия – необычный порядок слов. («Цветок засохший, безуханной, / Забытый в книге вижу я; / И вот уже мечтою странной / Душа наполнилась моя…» – П.)

Оксю′моро′н – «остроумно-глупое»; фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, при этом речь приобретает особую выразительность. («Люблю я пышное природы увяданье…»; «Встает с одра / Мазепа, сей страдалец хилый, / Сей труп живой…» – П.)

Парцелля′ция – деление предложения на самостоятельные части с целью придания речи интонационной экспрессии. («Безумец! полно! перестань, / Не оживляй тоски напрасной…»; «Что там? / Убит? прекрасно! в комнате моей!» – П.)

Синонимы контекстные (или контекстуальные) – слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. («И где ж Мазепа? Где злодей?/ Куда бежал Иуда в страхе?» – П.).

Синтаксический параллелизм – повторение модели, однородное синтаксическое построение предложений (или их частей). («…Что он не ведает святыни,/ Что он не помнит благостыни,/ Что он не любит ничего, / Что кровь готов он лить как воду, / Что презирает он свободу, / Что нет отчизны для него». – П.)

Э′ллипсис – пропуск слов. («Коня! – На, дурень, вот и конь. – / И точно: конь передо мною…» – П.)

3

Риторический вопрос – фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение; вопрос не требует ответа, он лишь усиливает эмоциональности речи. («Но кто любви не жертвовал собою?» – П.)

Риторическое восклицание – такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. («О, если б голос мой умел сердца тревожить!» – П.)

Риторическое обращение – сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д. («Россия, бранная царица, // Воспомни древние права! // Померкни, солнце Астерлица! // Пылай, великая Москва! // Настали времена другия: // Исчезни, краткий наш позор! // Благослови Москву, Россия!» – П.)

4

Юмор – изображение чего-либо в смешном, комическом виде. («Немой, недвижный перед нею,/ Я совершенный был дурак / Со всей премудростью моею». – П.)

Ирония – насмешка, выраженная в скрытой форме. («Так он писал темно и вяло / (Что романтизмом мы зовем, / Хоть романтизма тут нимало/ Не вижу я; да что нам в том?) / И наконец перед зарею, / Склонясь усталой головою, / На модном слове идеал / Тихонько Ленский задремал…» – П.)

Сарка′зм – особо едкая и язвительная ирония.

Гроте′ск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде. («Скривив улыбкой страшный рот, / Могильным голосом урод / Бормочет мне любви признанье». – П.)

Каламбу′р – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов; игра слов. («Защитник вольности и прав / В сем случае совсем не прав». – П.)


^ Тропы

Троп (греч. «поворот») – слово или оборот речи, употребленные в переносном значении в целях усиления выразительности. Метафора и метонимия – основные виды тропов.

Мета′фора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов по какому-либо признаку. В роли метафор могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное («Горит восток зарею новой» – П.) Все произведение целиком может представлять собой развернутый метафорический образ (А.С. Пушкин «Телега жизни»).

Метони′мия – замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий. («Читал охотно Апулея…» – П., то есть книгу Апулея "Золотой осел"; «Ты вел мечи на пир обильный…» – П., то есть "мечи" – воины.)

Сине′кдоха – разновидность метонимии, фигура, состоящая в переносе наименований: а) меньшего вместо большего; б) большего вместо меньшего; в) части вместо целого; г) целого вместо части. («Забыли русский штык и снег, / Погребший славу их в пустыне»; «Скажите: скоро ль нам Варшава / Предпишет гордый свой закон?» – П.)

Эпи′тет – образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет и тому подобное с точки зрения автора. Отличается от прямого определения художественной выразительность («Все в ней пленяло: тихий нрав, / Движенья стройные, живые / И очи томно-голубые». – П.)

Сравне′ние – троп, состоящий в сопоставлении, сближении предметов по их сходству. Сравнение выражается при помощи союзов как, будто, как будто, точно, словно и др. Может быть выражено в форме творительного падежа. («Вокруг высокого чела,/ Как тучи, локоны чернеют./ Звездой блестят ее глаза;/ Ее уста, как роза, рдеют». – П.) Особый вид составляют отрицательные сравнения. («То не конский топ,/ Не людская молвь…» – П.)

Олицетворе′ние (персонификация) – разновидность метафоры, присвоение предметам природы свойств живых существ. («Ветер, ветер! Ты могуч,/ Ты гоняешь стаи туч…» – П.)

Гипе′рбола – чрезмерное преувеличение того, о чем говорится. В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафора, олицетворение, сравнение). («Да! Если б все слезы, кровь и пот, / Пролитые за все, что здесь хранится, / Из недр земных все выступили вдруг, / То был бы вновь потоп – я захлебнулся б / В моих подвалах верных». – П.)

Цитируется:

Пушкин. Полное собрание художественных произведений. – Санкт-Петербург, Фолио-Пресс, 1999.


oformlenie-risunkov-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-diplomnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-uchet-i-audit.html
oformlenie-serii-hudozhnika-stranica-3.html
oformlenie-ssilok-metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-diplomnoj-raboti-dlya-specialnosti-finansi-i-kredit.html
oformlenie-uvolneniya-i-provedenie-rascheta-kurs-lekcij-trudovoe-pravo-ukraini-chast.html
oformlenie-v-osipyana-rendlz-d-r39-paranormalnie-yavleniya-per-s-angl-n-oparina-stranica-18.html
oformlenie-zagolovkov-raboti-institut-parlamentarizma-i-predprinimatelstva.html
  • books.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-stranica-8.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ryadi-dannih-informatika.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-g-nezhnov-psihologo-pedagogicheskie-orientiri-proektirovaniya-doshkolnoj-obrazovatelnoj-programmi-4-6-j-godi-zhizni.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-gora-ili-rasshifrovka-tori.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-fizika-bbk-2231-byulleten-novih-postuplenij-za-noyabr-2007-goda.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-vse-o-doklade-slajdi-vse-o-referate-pamyatki-i-rekomendatelnie-spiski.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-specialnoj-disciplini-sdm-05-02-preobrazovanie-signalov-specializirovannaya-podgotovka.html
  • writing.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-menedzhmente.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-psihologo-pedagogicheskoj-raboti-po-obrazovatelnoj-oblasti-obrazovatelnaya-programma-mbdou-detskij-sad-37.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svoj-doklad-mne-hotelos-bi-nachat-so-statistiki.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pasport-proekta-pereosnashenie-programma-razvitiya-centra-detskogo-yunosheskogo-tehnicheskogo-tvorchestva-ohta-2011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/situaciya-5-v-internete-ti-chitaesh-molodyozhnie-novosti-o-chyom-v-nih-soobshaetsya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-raskruchivalsya-mahovik-privatizacii-chubajs-na-vashi-golovi.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhizn-cerkvi--namereniya-molitvi-svyatogo-otca-na-2003-god-novosti-39.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/processor-k1810vm89-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/52funkcionalnie-trebovaniya-k-ogir-yuridicheskih-lic-metodika-obsledovaniya-pilotnih-federalnih-vedomstv-4-analiz.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-ulica-dobrih-rebyat-shevale-darmantal-dyuma.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-predmet-kontrakta-stranica-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/runa-sobstvennosti-vhode-povestvovaniya-rassmatrivayutsya-nekotorie-voprosi-teologii-yazicheskih-uchenij-i-istorii-skandinavskih.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-statistike-na-primere-statisticheskih-dannih.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vozniknovenie-konkurencii-mezhdu-investicionnimi-proektami.html
  • lecture.bystrickaya.ru/advokati-dostavili-hodorkovskomu-udovolstvie-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-2-7-iyunya-2008-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-dlya-8-b-klassa-odnosostavnie-predlozheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-socialno-ekonomicheskom-razvitii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sertifikaciya-uslug-na-zheleznodorozhnom-transporte.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-21-bravo-bis-lejl-laundes-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya-i-tehnologii.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-programmnogo-kompleksa-po-ocenke-povedeniya-produktov-deleniya-v-kontejnmente-pri-avariyah-na-aes-s-vver.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-soglasovano-s-uchebnim.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sergej-yurenen-sin-imperii-sergej-yurenen-sin-imperii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroki-dobroti-po-rasskazu-vg-rasputina-uroki-francuzskogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-tyutora-voloshina-a-s-rostov-na-donu-2007.html
  • write.bystrickaya.ru/frenk-kapra-kniga-iz-serii-100-velikih-rasskazivaet-o-samih-znamenitih-v-mire-rezhisserah-teatra-i-kino.html
  • bukva.bystrickaya.ru/opredelenie-poetiki-teoriya-literaturi-poetika.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-po-kafedre-avtomatika-i-sistemotehnika-upravlenie-dannimi.html
  • reading.bystrickaya.ru/kropotkin-petr-stranica-30.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.