«очертание, внешний вид, образ»
.RU

«очертание, внешний вид, образ»


Краткий словарь литературоведческих терминов

(изобразительно-выразительные средства речи)

Фигуры речи и тропы

Фигуры речи

Фигура речи (лат. «очертание, внешний вид, образ») – средство выразительности. Термин «фигура» может использоваться в широком и узком смысле. В широком смысле фигурами называют все разнообразные средства выразительности. Чаще всего термин используют в узком значении: для определения стилистической окраски текста.

1

Повто́р – родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят: повторы звуковые (аллитерация, ассонанс и др.), синтаксические (синтаксический параллелизм и др.), фразовые (рефрен, припев), лексические (анафора, эпифора и др.), образные (повторы мотивов, ситуаций). («Царь с царицею простился, / В путь-дорогу снарядился»; «Ждет-пождет с утра до ночи…»; «О, сколько лиц бесстыдно-бледных, // О, сколько лбов широко-медных // Готовы от меня принять // Неизгладимую печать!» – П.)

Аллитера′ция – звукопись*; повторение в тексте согласных, создающих звуковой образ, усиливающих выразительность поэтической речи. («Тяжело-звонкое скаканье / По потрясенной мостовой». – П.)

*Звукопись – художественный прием; заключается в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира: шум дождя, свист ветра, щебетание птиц и т.п. («Ты, волна моя, волна! / Ты гульлива и вольна; / Плещешь ты, куда захочешь, / Ты морские камни точишь…» – П.)

Ассона′нс – звукопись; повторение одинаковых или похожих гласных звуков, создающих звуковой образ, усиливающих выразительность поэтической речи. («Тиха украинская ночь. / Прозрачно небо. Звезды блещут». – П.)

Звукоподражание – звукопись; передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание передаваемых явлений. («И взвившись, занавес шумит…» – П.)

Антите′за – противопоставление слов, образов; выражается при помощи антонимов. («Ты богат, я очень беден; // Ты прозаик, я поэт; // Ты румян как маков цвет, // Я как смерть и тощ и беден». – П.)

Ана′фора – единоначатие. («Мне не смешно, когда маляр негодный / Мне пачкает Мадонну Рафаэля, / Мне не смешно, когда фигляр презренный / пародией бесчестит Алигьери» – П.)

Эпи′фора – повторение слов в конце фразы. («Вот на берег вышли гости, / Царь Салтан зовет их в гости…». Стихотворение А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман».) Вид эпифоры – рифма («Ступай назад, я не шучу! / Как раз нахала проглочу!» – П.)

2

Града′ция – постепенное усиление или ослабление признака (однородные выразительные средства: эпитеты, метафоры и другие тропы: «А ты, младое вдохновенье… / Не дай остыть душе поэта, / Ожесточиться, очерстветь, / И наконец окаменеть» – П.).

Инве′рсия – необычный порядок слов. («Цветок засохший, безуханной, / Забытый в книге вижу я; / И вот уже мечтою странной / Душа наполнилась моя…» – П.)

Оксю′моро′н – «остроумно-глупое»; фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, при этом речь приобретает особую выразительность. («Люблю я пышное природы увяданье…»; «Встает с одра / Мазепа, сей страдалец хилый, / Сей труп живой…» – П.)

Парцелля′ция – деление предложения на самостоятельные части с целью придания речи интонационной экспрессии. («Безумец! полно! перестань, / Не оживляй тоски напрасной…»; «Что там? / Убит? прекрасно! в комнате моей!» – П.)

Синонимы контекстные (или контекстуальные) – слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. («И где ж Мазепа? Где злодей?/ Куда бежал Иуда в страхе?» – П.).

Синтаксический параллелизм – повторение модели, однородное синтаксическое построение предложений (или их частей). («…Что он не ведает святыни,/ Что он не помнит благостыни,/ Что он не любит ничего, / Что кровь готов он лить как воду, / Что презирает он свободу, / Что нет отчизны для него». – П.)

Э′ллипсис – пропуск слов. («Коня! – На, дурень, вот и конь. – / И точно: конь передо мною…» – П.)

3

Риторический вопрос – фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение; вопрос не требует ответа, он лишь усиливает эмоциональности речи. («Но кто любви не жертвовал собою?» – П.)

Риторическое восклицание – такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. («О, если б голос мой умел сердца тревожить!» – П.)

Риторическое обращение – сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д. («Россия, бранная царица, // Воспомни древние права! // Померкни, солнце Астерлица! // Пылай, великая Москва! // Настали времена другия: // Исчезни, краткий наш позор! // Благослови Москву, Россия!» – П.)

4

Юмор – изображение чего-либо в смешном, комическом виде. («Немой, недвижный перед нею,/ Я совершенный был дурак / Со всей премудростью моею». – П.)

Ирония – насмешка, выраженная в скрытой форме. («Так он писал темно и вяло / (Что романтизмом мы зовем, / Хоть романтизма тут нимало/ Не вижу я; да что нам в том?) / И наконец перед зарею, / Склонясь усталой головою, / На модном слове идеал / Тихонько Ленский задремал…» – П.)

Сарка′зм – особо едкая и язвительная ирония.

Гроте′ск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде. («Скривив улыбкой страшный рот, / Могильным голосом урод / Бормочет мне любви признанье». – П.)

Каламбу′р – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов; игра слов. («Защитник вольности и прав / В сем случае совсем не прав». – П.)


^ Тропы

Троп (греч. «поворот») – слово или оборот речи, употребленные в переносном значении в целях усиления выразительности. Метафора и метонимия – основные виды тропов.

Мета′фора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов по какому-либо признаку. В роли метафор могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное («Горит восток зарею новой» – П.) Все произведение целиком может представлять собой развернутый метафорический образ (А.С. Пушкин «Телега жизни»).

Метони′мия – замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий. («Читал охотно Апулея…» – П., то есть книгу Апулея "Золотой осел"; «Ты вел мечи на пир обильный…» – П., то есть "мечи" – воины.)

Сине′кдоха – разновидность метонимии, фигура, состоящая в переносе наименований: а) меньшего вместо большего; б) большего вместо меньшего; в) части вместо целого; г) целого вместо части. («Забыли русский штык и снег, / Погребший славу их в пустыне»; «Скажите: скоро ль нам Варшава / Предпишет гордый свой закон?» – П.)

Эпи′тет – образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет и тому подобное с точки зрения автора. Отличается от прямого определения художественной выразительность («Все в ней пленяло: тихий нрав, / Движенья стройные, живые / И очи томно-голубые». – П.)

Сравне′ние – троп, состоящий в сопоставлении, сближении предметов по их сходству. Сравнение выражается при помощи союзов как, будто, как будто, точно, словно и др. Может быть выражено в форме творительного падежа. («Вокруг высокого чела,/ Как тучи, локоны чернеют./ Звездой блестят ее глаза;/ Ее уста, как роза, рдеют». – П.) Особый вид составляют отрицательные сравнения. («То не конский топ,/ Не людская молвь…» – П.)

Олицетворе′ние (персонификация) – разновидность метафоры, присвоение предметам природы свойств живых существ. («Ветер, ветер! Ты могуч,/ Ты гоняешь стаи туч…» – П.)

Гипе′рбола – чрезмерное преувеличение того, о чем говорится. В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафора, олицетворение, сравнение). («Да! Если б все слезы, кровь и пот, / Пролитые за все, что здесь хранится, / Из недр земных все выступили вдруг, / То был бы вновь потоп – я захлебнулся б / В моих подвалах верных». – П.)

Цитируется:

Пушкин. Полное собрание художественных произведений. – Санкт-Петербург, Фолио-Пресс, 1999.


oformlenie-risunkov-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-diplomnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-uchet-i-audit.html
oformlenie-serii-hudozhnika-stranica-3.html
oformlenie-ssilok-metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-diplomnoj-raboti-dlya-specialnosti-finansi-i-kredit.html
oformlenie-uvolneniya-i-provedenie-rascheta-kurs-lekcij-trudovoe-pravo-ukraini-chast.html
oformlenie-v-osipyana-rendlz-d-r39-paranormalnie-yavleniya-per-s-angl-n-oparina-stranica-18.html
oformlenie-zagolovkov-raboti-institut-parlamentarizma-i-predprinimatelstva.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-kniga-1-toma-1-i-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kultura-i-antikultura-ofisnoj-rechi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zona-osvoeniya-i-ee-obraz-v-amerikanskoj-i-russkoj-kulturah.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnie-finansi-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-orenburga.html
  • credit.bystrickaya.ru/plenenie-cveta-dvizhenie-tela-v-pole-tyagoteniya-zemli-s-nach-skorostyu-ravnoj-nulyu-p-t-proishodit-pod-dejstviem-sili.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/planirovanie-vospitatelnoj-raboti-na-osnove-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-psihicheskoe-i-fizicheskoe-zdorove-pedagoga.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanskij-processu-chast-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/literaturnie-pamyatniki-drevnej-yaponii-stranica-13.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-prepodavatelyu-o-metodah-i-sredstvah-obucheniya-fgou-vpo-mgup-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • control.bystrickaya.ru/debitorskaya-zadolzhennost-yavlyaetsya-vazhnoj-chastyu-aktivov-hozyajstvuyushih-subektov-prichem-pri-sovremennoj-strukture-rossijskogo-balansa-lyubogo-predpriyatiya-ona-i.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommentarij-k-pskovskoj-sudnoj-gramote-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-opit-ispolzovaniya-informacionnih-tehnologij-v-muzejnoj-praktike-na-primere-cd-rom-diska-sokrovisha-kivo-pecherskoj-lavri.html
  • literatura.bystrickaya.ru/saba-ataui-slteme-ataui-biologiya-anitamalii-6-sinip.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yurij-a-klejner-larisa-n-kaminskaya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vezer-rus.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-masati-blmdlk-oushilardi-elektrolitterd-azhiratuiondardi-anitau-ikemdlktern-aliptastiru.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professionalno-pedagogicheskaya-napravlennost-geometricheskoj-podgotovki-uchitelya-matematiki.html
  • school.bystrickaya.ru/gazprom-gotov-k-liberalizacii-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lichnost-prestupnika-i-individualnoe-preduprezhdenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-issledovanij-voprosi-anketi-dlya-molodezhi-voprosi-anketi-dlya-roditelej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-principi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-psihologicheskoe-konsultirovanie-specialnosti-pedagogika.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris-2-rasprostranennost-i-tyazhest-klimaktericheskogo-sindroma-v-gruppah-sravneniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-komiteta-po-obrazovaniyu-sankt-peterburga-na-maj-2012goda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-cenovimi-riskami-promishlennogo-predpriyatiya-na-osnove-opcionnih-kontraktov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prava-nesovershennoletnih-detej-uchebnoe-posobie-po-kursu-semejnoe-pravo-podgotovleno-na-kafedre-pravovogo-obespecheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/13-politicheskaya-filosofiya-v-drevnem-rime-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-23.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kontagioznij-pustuleznij-stomatit-dermatit-ovec-i-koz.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodichka-48-farmaciya-stranica-59.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-obrashenie-v-sud-i-podgotovka-processa-uchebno-metodicheskij-kompleks-k-seminarskim-zanyatiyam-i-samostoyatelnoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/56-kondensatornie-ustanovki-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-stranica-21.html
  • books.bystrickaya.ru/dokladi-predstavlyaemie-gosudarstvami-uchastnikami-v-sootvetstvii-so-statej-9-konvencii-stranica-9.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-opredeleniya-tamozhennoj-stoimosti-chast-8.html
  • student.bystrickaya.ru/-charlz-dikkens-roga-i-kopita-yumor-nachala-konca-proshlogo-veka-po-materialam-kluba-12-stulev.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sledstvennaya-situaciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.